Тематические разделы

Сравнительное испытание некоторых популяций среднерусских пчел.


Огромные площади медоносных угодий нашей стра­ны расположены в природно-климатических зонах с суровыми и длительными зимами и с коротким, ча­сто сухим летом. Здесь нередко бывают затяжные воз­вратные похолодания, медоносы цветут в основном бур­но и непродолжительно. К существованию в этих ус­ловиях наилучшим образом приспособились среднерус­ские (среднеевропейские) темные лесные пчелы, вся эволюция которых была связана с суровым климатом северных широт. Несомненным достоинством среднерус­ских пчел являются их хорошая зимостойкость, устой­чивость к заболеваниям, высокая медопродуктивность при сильном монофлерном взятке. Обладая рядом цен­ных качеств, среднерусские пчелы могут быть ценным исходным материалом как для чистопородного разведе­ния, так и для промышленных скрещиваний. Благодаря огромному ареалу в резко отличающихся друг от дру­га биоценозах, под влиянием естественного отбора, а также и при воздействии человека среднерусские пчелы образовали ряд географических популяций, раз­личающихся некоторыми особенностями. Сравнительные испытания среднерусских пчел почти не проводились, хотя такая работа представляет большой интерес.
В 1970—1972 годах научными сотрудниками Орлов­ской опытной станции пчеловодства проведено экспе­диционное обследование ряда областей с целью поиска и завоза сохранившихся в чистоте среднерусских пчел.

При этом ставилась задача как можно более полного охвата ареала среднерусских пчел и их завоза из мест с наибольшей географической удаленностью друг от друга. Обследовались пасеки, на которые в течение по­слевоенного периода не завозили пчелиные семьи и матки других пород. Отбирая пчелиные семьи для заво­за, учитывали следующие признаки: окраску тела пчел и форму конца брюшка, позу пчел в состоянии покоя, активность защиты гнезда, реакцию на дым и поведе­ние на соте, характер отстройки сотов и форму их ме­довой и расплодной части, печатку меда, наличие и особенности восковых перемычек между сотами. Не­смотря на условность каждого из перечисленных при­знаков, комплексный их учет обеспечил надежный от­бор чистопородного материала, что подтвердилось дальнейшим изучением экстерьера пчел. В результате этой работы были завезены семь популяционных групп среднерусских пчел, шесть из которых (из Татар­ской АССР, Новосибирской, Вологодской, Владимирской, Челябинской, Орловской областей) было решено испы­тать по комплексу хозяйственно-полезных признаков.

В 1972—1973 годах каждая из завезенных популяци­онных групп размножалась «в себе» в условиях про­странственной изоляции и при наличии своего мощного трутневого фона. Весной 1974 года сформировали пасеку-испытательницу, имевшую на протяжении всего срока изучения следующую структуру (табл. 1).
В качестве контроля избрали популяционную группу местных пчел Орловской области. Формирование опыт­ных групп, сравнительное их испытание, а также изу­чение и оценку основных хозяйственно-полезных при­знаков пчел провели с соблюдением условий, изложен­ных в «Основных методических требованиях в постанов­ке экспериментов в пчеловодстве», изданных секцией пчеловодства ВАСХНИЛ в 1971 году.

В 1974 —1976 годах изучали, как зимуют среднерус­ские пчелы опытных групп. Обе зимы пчелы находи­лись в полуподземном зимовнике. Зимы в Орловской области нередко выдаются суровыми и продолжитель­ными. Крайне неблагоприятной для пчел была зима 1975/76 года, когда температура (5—12 февраля) опу­скалась до минус 35—38°, и пчел из зимовника вы­ставили только 5—10 апреля. К этому следует добавить, что в 1975 году на Орловщине, как и в других смеж­ных областях, вторая половина июля и август были полностью безвзяточными. Это в значительной степени затруднило осеннее наращивание молодых пчел. Одна­ко отхода пчелиных семей в период зимовки на пасеке-испьпательнице практически не было, а гибель ма­ток за две зимы в семьях местных орловских пчел со­ставила всего лишь 2,5%, вологодских - 6,0, ураль­ских 5,9, новосибирских —  3,1 и владимирских —  4,4%. В пчелиных семьях татарской популяционной группы зимнего отхода маток не отмечено. Опоношенность в гнездах наблюдалась в основном после зимовки 1975/76- года, а в среднем за две зимовки она соста­вила: в татарской популяционной группе 0,88 балла, владимирской — 1,98, новосибирской — 2,15, уральской — 2,03, вологодской— 1,29, в местной— 1,76 балла (опоно­шенность оценивали по пятибалльной системе).

Интересно отметить, что у 62,5% пчелиных семей та­тарской популяции поноса не было совсем. Без при­знаков опоношенности во владимирской популяционной группе зимовало 32% семей, новосибирской — 18.4,
уральской — 33,0, вологодской — 35,9, в местной 32,5%. Основные результаты зимовки опытных пчелиных семей приведены в таблице 2.
Анализ таблицы показывает, что наиболее сильными (7 улочек) из зимовки выходили семьи татарской по­пуляции, превосходившие по силе контрольные на 18,6%. На втором месте оказались семьи вологодской и местной популяционных групп, на третьем — семьи владимирской и новосибирской, на 8,5% уступившие контролю. На первом месте по количеству печатного расплода во время первого весеннего осмотра были также пчелиные семьи татарской популяционной группы, на втором — семьи местных (орловских) пчел, на третьем — пчелы вологодской и новосибирской попу­ляционных групп. Тяжелая зимовка 1975/76 года сильнее всего отразилась на численности пчел, но по-разному на каждой опытной группе.

Усредненные данные показывают, что менее всего пчел осыпалось в семьях татарской популяционной группы (21,2%), на втором месте по-прежнему были семьи местной популяционной группы, на третьем — во­логодской.
На пасеке встречаются пчелиные семьи, в которых зимней осыпи практически не наблюдалось. Процент таких семей в татарской популяционной группе соста­вил 23,5, владимирской—17,0, новосибирской—15,5. уральской — 6,5. вологодской — 11,0, в местной — 11,7. Такие семьи представляют большой интерес для селек­ции по этому признаку.
Расход корма в пересчете на улочку зимовавших пчел был сравнительно небольшим (1,56—1,65 кг), и разница между группами по этому показателю не пре­вышала 0—7%.
В 1974—1975 годах пчелиные семьи опытных групп испытывались по яйценоскости маток, силе, медопро- дуктивности и воскопродуктивности в условиях лесосте­пи Орловской области. Ранневесенннй взяток здесь да­ют ивовые и клены. Весенний взяток с косточковых садовых культур используется не всегда из-за обычных в это время похолоданий, а цветение семечковых (яблони, груши), как правило, совпадает с устойчивой теплой погодой. Из других весенних и раннелетних ме­доносов следует отметить желтую акацию, одуванчик лекарственный, а также клевера, сурепку. Июнь, осо­бенно его вторая половина, бывает почти полностью безвзяточным, так как площади лугов небольшие, и пчелиные семьи приходят в роевое состояние. За пе­риод испытания ройливость проявлялась в незначитель­ной степени. В среднем за два сезона по всей пасеке в роевое состояние пришло 24,8% семей, а роилось всего 4,5%. Наибольший процент отроившихся семей (8,7) отмечен в татарской популяционной группе, в во­логодской группе роившихся семей не было. Продук­тивный взяток начинается с конца июня с семенных участков гибридного клевера и различных сорняков.
испытательницу, имевшую на протяжении всего срока изучения следующую структуру (табл. 1).

При суточных привесах контрольного улья 2—3 кг семьи среднерусских пчел выходят из роевого состоя­ния, разгрызая даже запечатанные роевые маточники. В начале июля зацветает гречиха, обеспечивающая при благоприятных условиях главный взяток.
Сезоны 1974 и 1975 годов были крайне неблагопри­ятными для жизнедеятельности пчелиных семей и их продуктивности. Так. в мае июле 1974 года осадков выпало в три-пять раз больше среднего многолетнего уровня, п все лето было прохладным. Сезон 1975 го­да характеризовался, наоборот, сильнейшей засухой, которая отрицательно сказалась на нектаронродуктивности лугового и полевого разнотравья и привела к пол­ному отсутствию взятка с гречихи.

Сложившиеся условия отрицательно повлияли на яйце­носкость маток, однако между популяционными груп­пами наблюдались четкие различия по этому призна­ку (таблица 3).
Из данных таблицы 3 видно, что наивысшую средне­суточную яйценоскость за три учета, предшествующих началу главного взятка, развивали матки татарской по­пуляционной группы, превосходившие контроль на 17,9%. На втором месте были матки местной (орловской) по­пуляционной группы, на третьем — вологодской. Наивысшей яйцекладки матки достигали обычно к концу июня. В этот период среднесуточная яйценоскость лучших ма­ток доходила до 2000 яиц. Яйценоскость маток опре­деляет другой важнейший хозяйственно-полезный при­знак пчелиных семей их силу.
Пчелиные семьи татарской популяции по силе на взятке превышали контроль на 17,5%. на втором месте по этому признаку стояли пчелиные семьи местной и вологодской популяционных групп. Семьи владимирских, новосибирских и уральских популяционных групп были равными по силе и на 0,2 кг уступали контрольным.
Различные темпы развития пчелиных семей опытных групп и неодинаковая сила на взятке в значительной мере влияли на продуктивность (таблица 4).
Крайне неблагоприятные погодные условия сезонов 1974 и 1975 годов привели к низким медосборам в це­лом по области. Так, в Орловском и Урицком райо­нах (н местах расположения кочевых точков пасеки-испытательницы) средний медосбор пасек в 1975 году составил соответственно 14,4 и 13,4 кг. Медопродуктивиость пасеки-испытательницы в целом оказалась вы­ше. Лучшими были семьи татарской группы: они прев­зошли местных на 25,7% по сбору меда и на 13,6% по восковой продуктивности. Превосходство этих пчел над пчелами остальных опытных групп было еще выше.

Из других биологических особенностей следует отме­тить следующие. Чистопородные среднерусские пчелы темно окрашенные, тергиты не имеют никаких призна­ков желтизны, стерниты—от темно-серого до темно- коричневого, конец брюшка у рабочих особей более ту­пой, чем у пчел других пород; поза у спокойно си­дящей пчелы низкая, приземистая.
При осмотре гнезд молодые пчелы очень беспокой­ны и пугливы, сбегают с сотов вниз и свисают на нижней планке рыхлыми, легко срывающимися гроздья­ми. Злобливость отмечена у пчел всех популяций, особенно у вологодских и уральских. Проявление ее зависит и от очень многих внешних факторов. Окури­вание дымом сильно снижает агрессивность пчел, од­нако злоупотребление им может привести пчелиную семью в ярость. При слабом поступлении нектара пчелы охотнее удлиняют медовые ячейки в верхних уг­лах сота, чем отстраивают новые на противоположной стороне улочки. Восковые перемычки в верхней части сотов и восковые мостики на печатке меда между дву­мя сотами чаще отсутствуют, реже — тонкие, лепестко­вой формы. Глубина ячеек в расплодной части рамок всюду одинакова; печатка меда преимущественно бе­лая («сухая»), а при очень слабом, неустойчивом ме­досборе иногда наблюдается переходный тип печатки. При слабом взятке пчелы не ограничивают яйцеклад­ку маток и выращивание расплода усиливается, а при сильном — яйцекладка резко сокращается и энергия пчел переключается на накопление запасов меда.

Таким образом, сравнительное испытание шести попу­ляционных групп среднерусских пчел в условиях Ор­ловской области позволило установить некоторые разли­чия между ними. Было выяснено, что наилучшей зимо­стойкостью и наиболее высокими показателями яйцено­скости маток, силы и продуктивности пчелиных семей отличается татарская популяционная группа, на втором месте оказалась местная (орловская) и на третьем — вологодская.
Во всех изученных популяционных группах средне­русских пчел наблюдается значительная фенотипиче­ская изменчивость хозяйственно-полезных признаков, ко­торая может быть предпосылкой эффективной селек­ции.

С пчелами этих популяций начать углубленная селек­ционная работа, проводятся отбор и проверка лучших маток по качеству потомства. В конечном итоге пред­полагаются создание специализированных линий сред­нерусских пчел, получение межпопуляционных и межлинейных гибридов и их массовая репродукция для удо­влетворения потребностей районов нечерноземной полосы РСФСР, то есть основного естественного ареала этих пчел. Цель планируемых мероприятий — повыше­ние на 20—30% продуктивности среднерусских пчел по сравнению с не улучшенным материалом.

А.И. МОНАХОВ, директор опытной станции
Н.И. КРИВЦОВ, руководитель группы
Л. Н. ОРИНИЧ, старший научный сотрудник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий должен соответствовать теме записи.