В журнале "Пчеловодство" неоднократно публиковались материалы и о башкирском меде, и обортевой пчеле - бурзянке. Но интерес читателей к ним не ослабевает, поэтому мы решили вернуться к этой теме. Ну а если в чем-то повторимся, то бурзянская пчела и мед того стоят.
Общепризнаны целебные свойства бортевого меда, его отменные вкусовые качества, насыщенность микроэлементами, экологическая чистота. Обычно он с воском и пергой, чаще всего липовый, но бывает и цветочным, и с дягиля. Собирают его бурзянские бортевые пчелы (популяция средне-русских пчел). Их главное достоинство - чрезвычайная работоспособность: за две-три недели цветения липы (а это здесь главный медонос) семья делает основные запасы корма. С раннего утра до позднего вечера интенсивно работает бортевая пчела, совершая огромное число вылетов и побивая все рекорды медосборов. Даже в холодные дождливые дни она неустанно трудится, до 10 кг нектара в день может поступать в улей во время хорошего медосбора.
Одна семья этой популяции средне-русских пчел за сезон отпускает два-три и больше роев. Они заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчелами, тем лучше заселяются и борти - искусственные дупла, изготовленные человеком - бортевиком.
Бортничество - традиционное занятие башкир. Борти они обычно делают в сосне, реже - в дубе. Их изготовление - очень трудоемкая работа, требующая особой сноровки и навыков. В стволе дерева, которое должно быть толщиной не менее 60 см и высотой 20-25 м, на высоте 4-10 м от земли топором и специальными инструментами через продолговатое отверстие, называемое должеей, выдалбливают дупло, длиной 90-120 см и внутренним диаметром 30-40 см. Затем прорубают прямоугольное отверстие летка, через которое пчелы будут проникать внутрь. Потолок и дно делают с небольшим наклоном вниз, что предохраняет гнездо пчел от дождевой воды и позволяет лучше сохранять тепло. Через должею впоследствии бортник обслуживает борть. Она плотно закрывается двумя деревянными крышками, вставляемыми вплотную (встык), и снаружи прикрывается веником и куском коры.
Подготовленную борть оставляют на один-два года для просушки. По прошествии этого времени ее внутреннюю поверхность очищают от смолы, удаляют мусор и оснащают полосками сотов, прикрепляя их к потолку калиновыми клинышками. Только после этого борть готова к естественному заселению пчелами. Для того чтобы привлечь их к новому жилищу, бортник натирает его стенки пахучими травами: вейником или мелиссой. В пору роения, до зацветания липы он ждет, понравится ли новое жилище пчелам? Если борть осталась незаселенной, ее открывают и оставляют для просушивания до следующей весны. В сентябре мед из заселенных бортей забирают, а семьи готовят к зиме.
При отборе из бортей медовые соты не отделяют от перговых. С давних пор подмечено, что такой мед целебен: он повышает жизненный тонус, уменьшает головные боли, облегчает дыхание, даже улучшает зрение.
Одна борть дает от 5 до 30 кг меда. Особой удачей у бортников считается найти "дичок" - естественное дупло, заселенное пчелами. В нем меда гораздо больше, ведь он там накапливается годами. Бортевое дерево - это недвижимая собственность бортника. Оно передается по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение. Бортевой промысел сохранился только в Бурзянском районе Башкортостана на территории заповедника Шульган-Таш (Капова пещера) и заказника Алтын-Солок (Золотая борть). Заповедник Шульган-Таш - удивительный по своей красоте уголок дикой природы. Половину лесов здесь занимают широколиственные породы, среди которых преобладают липы. Башкирские пчелы и мед, собранный с липы, были неоднократно отмечены золотыми медалями на международных выставках.
Сохранение и изучение дикой бурзянской пчелы - одна из основных задач ученых заповедника. Здесь в условиях заповедного режима поддерживается бортничество. Дело в том, что этот традиционный для местного населения лесной промысел начал угасать уже с начала XX в.: борть не выдержала конкуренции с рамочным ульем. Десять лет назад оставалось всего 20 заселенных бортей на весь заповедник, а это 22,5 тыс. га. Усилиями и стараниями директора заповедника М.Н.Косарева, его помощников Ф.Г.Юмагужина, Л.А.Кичаевой и других бортевой промысел в настоящее время оживает. Заботятся о заповеднике и государственные органы. Сегодня заселено и обслуживается уже около 200 бортей. В штат заповедника приняты и работают 5 техников-бортников и 12 госинспекторов-бортников. И что особенно отрадно - возрождается интерес к этому промыслу у местной молодежи. Один из бортников заповедника Салимьян Мустафин сопровождал нас до своих угодий, показал борти. С помощью кирама (плетеного пояса из кожи) и лянге (подставки для ног) он продемонстрировал свое мастерство. "Наш Дерсу Узала", - так любовно зовут его сотрудники заповедника. Очень ловко и скоро он набрал полный батман душистых сотов с медом, которыми позднее угощал нас на кордоне. В батмане - выдолбленном сосуде из липы - этот целебный продукт может храниться очень долго, не теряя своих вкусовых и целебных качеств и не засахариваясь.
Спрос на бурзянских пчел в Башкирии и за ее пределами растет из года в год. Заповедник уже не успевает обеспечивать всех желающих, поэтому встает вопрос об увеличении производства плодных маток и пакетов пчел. Возможности для этого есть. К сожалению, все упирается в недостаточное финансирование и необходимость подготовки новых квалифицированных пчеловодов-селекционеров, а на это требуются и средства и время.
В заповеднике проводится большая работа, направленная на борьбу с метизацией, сохранением в чистоте популяции бурзянской пчелы. Здесь выводят чистопородных маток. Их искусственно осеменяют, применяя современное лабораторное оборудование. Этот процесс, требующий большого терпения, выдержки и мастерства, успешно освоила лаборант Гульдар Султанбаева.
На пасеке, которая находится на кордоне Каповая, на берегу реки Белой в рамочных ульях содержатся пчелы-бурзянки. Характерная особенность их - белая сухая печатка медовых сотов и свисание пчел гроздью в одном из углов рамки при осмотре семьи.
Сотрудники заповедника влюблены в свое дело, постоянно популяризируют содержание бурзянских пчел, а также историю развития пчеловодства в Башкирии. Здесь на экологической тропе, по которой за год проходят десятки тысяч посетителей, расположены музей и открытая площадка, где выставлены заселённые пчелами колоды, устроенные по тому же принципу, что и борти (колоды с рамками - это промежуточная ступень между колодой и ульем).
Пчел в колодах стараются лишний раз не беспокоить, без нужды не вскрывают. Но для журнала "Пчеловодство" было сделано исключение, нам показали и соты с янтарным медом, и рамки в колодах, за что мы благодарны сотрудникам заповедника.
Хочется отметить, что в Башкирии придерживаются традиций не только в заповеднике. Есть пчеловоды, которые и сегодня на своих приусадебных пасеках наряду с рамочными ульями имеют и колоды, считая, что мед, отобранный из них, целебнее и вкуснее.
Сегодня заповедник развивается и крепнет. Ему оказывают помощь правительство Башкирии, международные организации, в частности Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF). Однако в ближайшем будущем заповедник Шульган-Таш окажется в тяжелейшем положении из-за влияния конкретного техногенного воздействия - в связи со строительством Юмагузинского водохранилища на реке Белой около 30% его территории окажется в зоне прямого и косвенного влияния этого нового гидротехнического объекта. Увеличится влажность, изменится температурный режим, возникнут постоянные бризовые ветры вдоль ложа водохранилища. Безусловно, эти явления неблагоприятно скажутся на популяции бурзянской бортевой пчелы, так как нарушат ее многовековую адаптацию к природным условиям заповедника Шульган-Таш. Это положение усугубится еще и планирующейся разработкой Кужинского барий-полиметаллического месторождения. Смягчить неблагоприятное влияние Юмагузинского водохранилища и предполагаемых разработок на состояние заповедной экосистемы, а также сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие широколиственных лесов, а следовательно, и сохранить среду обитания бурзянских пчел, можно только увеличив территорию заповедника Шульган-Таш на 36 тыс. га в западном направлении за счет неосвоенной территории на стыке Мелеузовского, Ишимбайского и Бурзянского районов в междуречье Нугуша и его правого притока Уряка, где нет населенных пунктов, животноводческих объектов и лесозаготовок. Здесь сохранились экологически ценные коренные старовозрастные леса, которых, к счастью, еще не коснулась интенсивная хозяйственная деятельность человека. Если этот проект будет одобрен, то площадь охраняемых мест обитания бурзянской пчелы вместе с Национальным парком "Башкирия" и заказником Алтын Салок увеличится до 230 тыс. га, что будет в основном соответствовать научнообоснованным параметрам, достаточным для сохранения генофонда этой ценнейшей популяции пчел среднерусской породы. Выиграет от этого пчела, выиграет и человек.
Потомки нам не простят, если мы потеряем уникальный заповедник Шульган-Таш, а сохранить его довольно просто, достаточно при принятии решения учесть расчеты его сотрудников и других ученых, стремящихся сохранить для будущего этот уникальный объект дикой природы.
В.КАПУНИН, М.КОСДРЕВ, Л.КИЧАЕВА
Москва, заповедник Шульган-Таш
Так же см: Статьи о средне-русской пчеле.
Общепризнаны целебные свойства бортевого меда, его отменные вкусовые качества, насыщенность микроэлементами, экологическая чистота. Обычно он с воском и пергой, чаще всего липовый, но бывает и цветочным, и с дягиля. Собирают его бурзянские бортевые пчелы (популяция средне-русских пчел). Их главное достоинство - чрезвычайная работоспособность: за две-три недели цветения липы (а это здесь главный медонос) семья делает основные запасы корма. С раннего утра до позднего вечера интенсивно работает бортевая пчела, совершая огромное число вылетов и побивая все рекорды медосборов. Даже в холодные дождливые дни она неустанно трудится, до 10 кг нектара в день может поступать в улей во время хорошего медосбора.
Одна семья этой популяции средне-русских пчел за сезон отпускает два-три и больше роев. Они заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчелами, тем лучше заселяются и борти - искусственные дупла, изготовленные человеком - бортевиком.
Бортничество - традиционное занятие башкир. Борти они обычно делают в сосне, реже - в дубе. Их изготовление - очень трудоемкая работа, требующая особой сноровки и навыков. В стволе дерева, которое должно быть толщиной не менее 60 см и высотой 20-25 м, на высоте 4-10 м от земли топором и специальными инструментами через продолговатое отверстие, называемое должеей, выдалбливают дупло, длиной 90-120 см и внутренним диаметром 30-40 см. Затем прорубают прямоугольное отверстие летка, через которое пчелы будут проникать внутрь. Потолок и дно делают с небольшим наклоном вниз, что предохраняет гнездо пчел от дождевой воды и позволяет лучше сохранять тепло. Через должею впоследствии бортник обслуживает борть. Она плотно закрывается двумя деревянными крышками, вставляемыми вплотную (встык), и снаружи прикрывается веником и куском коры.
Подготовленную борть оставляют на один-два года для просушки. По прошествии этого времени ее внутреннюю поверхность очищают от смолы, удаляют мусор и оснащают полосками сотов, прикрепляя их к потолку калиновыми клинышками. Только после этого борть готова к естественному заселению пчелами. Для того чтобы привлечь их к новому жилищу, бортник натирает его стенки пахучими травами: вейником или мелиссой. В пору роения, до зацветания липы он ждет, понравится ли новое жилище пчелам? Если борть осталась незаселенной, ее открывают и оставляют для просушивания до следующей весны. В сентябре мед из заселенных бортей забирают, а семьи готовят к зиме.
При отборе из бортей медовые соты не отделяют от перговых. С давних пор подмечено, что такой мед целебен: он повышает жизненный тонус, уменьшает головные боли, облегчает дыхание, даже улучшает зрение.
Одна борть дает от 5 до 30 кг меда. Особой удачей у бортников считается найти "дичок" - естественное дупло, заселенное пчелами. В нем меда гораздо больше, ведь он там накапливается годами. Бортевое дерево - это недвижимая собственность бортника. Оно передается по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение. Бортевой промысел сохранился только в Бурзянском районе Башкортостана на территории заповедника Шульган-Таш (Капова пещера) и заказника Алтын-Солок (Золотая борть). Заповедник Шульган-Таш - удивительный по своей красоте уголок дикой природы. Половину лесов здесь занимают широколиственные породы, среди которых преобладают липы. Башкирские пчелы и мед, собранный с липы, были неоднократно отмечены золотыми медалями на международных выставках.
Сохранение и изучение дикой бурзянской пчелы - одна из основных задач ученых заповедника. Здесь в условиях заповедного режима поддерживается бортничество. Дело в том, что этот традиционный для местного населения лесной промысел начал угасать уже с начала XX в.: борть не выдержала конкуренции с рамочным ульем. Десять лет назад оставалось всего 20 заселенных бортей на весь заповедник, а это 22,5 тыс. га. Усилиями и стараниями директора заповедника М.Н.Косарева, его помощников Ф.Г.Юмагужина, Л.А.Кичаевой и других бортевой промысел в настоящее время оживает. Заботятся о заповеднике и государственные органы. Сегодня заселено и обслуживается уже около 200 бортей. В штат заповедника приняты и работают 5 техников-бортников и 12 госинспекторов-бортников. И что особенно отрадно - возрождается интерес к этому промыслу у местной молодежи. Один из бортников заповедника Салимьян Мустафин сопровождал нас до своих угодий, показал борти. С помощью кирама (плетеного пояса из кожи) и лянге (подставки для ног) он продемонстрировал свое мастерство. "Наш Дерсу Узала", - так любовно зовут его сотрудники заповедника. Очень ловко и скоро он набрал полный батман душистых сотов с медом, которыми позднее угощал нас на кордоне. В батмане - выдолбленном сосуде из липы - этот целебный продукт может храниться очень долго, не теряя своих вкусовых и целебных качеств и не засахариваясь.
Спрос на бурзянских пчел в Башкирии и за ее пределами растет из года в год. Заповедник уже не успевает обеспечивать всех желающих, поэтому встает вопрос об увеличении производства плодных маток и пакетов пчел. Возможности для этого есть. К сожалению, все упирается в недостаточное финансирование и необходимость подготовки новых квалифицированных пчеловодов-селекционеров, а на это требуются и средства и время.
В заповеднике проводится большая работа, направленная на борьбу с метизацией, сохранением в чистоте популяции бурзянской пчелы. Здесь выводят чистопородных маток. Их искусственно осеменяют, применяя современное лабораторное оборудование. Этот процесс, требующий большого терпения, выдержки и мастерства, успешно освоила лаборант Гульдар Султанбаева.
На пасеке, которая находится на кордоне Каповая, на берегу реки Белой в рамочных ульях содержатся пчелы-бурзянки. Характерная особенность их - белая сухая печатка медовых сотов и свисание пчел гроздью в одном из углов рамки при осмотре семьи.
Сотрудники заповедника влюблены в свое дело, постоянно популяризируют содержание бурзянских пчел, а также историю развития пчеловодства в Башкирии. Здесь на экологической тропе, по которой за год проходят десятки тысяч посетителей, расположены музей и открытая площадка, где выставлены заселённые пчелами колоды, устроенные по тому же принципу, что и борти (колоды с рамками - это промежуточная ступень между колодой и ульем).
Пчел в колодах стараются лишний раз не беспокоить, без нужды не вскрывают. Но для журнала "Пчеловодство" было сделано исключение, нам показали и соты с янтарным медом, и рамки в колодах, за что мы благодарны сотрудникам заповедника.
Хочется отметить, что в Башкирии придерживаются традиций не только в заповеднике. Есть пчеловоды, которые и сегодня на своих приусадебных пасеках наряду с рамочными ульями имеют и колоды, считая, что мед, отобранный из них, целебнее и вкуснее.
Сегодня заповедник развивается и крепнет. Ему оказывают помощь правительство Башкирии, международные организации, в частности Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF). Однако в ближайшем будущем заповедник Шульган-Таш окажется в тяжелейшем положении из-за влияния конкретного техногенного воздействия - в связи со строительством Юмагузинского водохранилища на реке Белой около 30% его территории окажется в зоне прямого и косвенного влияния этого нового гидротехнического объекта. Увеличится влажность, изменится температурный режим, возникнут постоянные бризовые ветры вдоль ложа водохранилища. Безусловно, эти явления неблагоприятно скажутся на популяции бурзянской бортевой пчелы, так как нарушат ее многовековую адаптацию к природным условиям заповедника Шульган-Таш. Это положение усугубится еще и планирующейся разработкой Кужинского барий-полиметаллического месторождения. Смягчить неблагоприятное влияние Юмагузинского водохранилища и предполагаемых разработок на состояние заповедной экосистемы, а также сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие широколиственных лесов, а следовательно, и сохранить среду обитания бурзянских пчел, можно только увеличив территорию заповедника Шульган-Таш на 36 тыс. га в западном направлении за счет неосвоенной территории на стыке Мелеузовского, Ишимбайского и Бурзянского районов в междуречье Нугуша и его правого притока Уряка, где нет населенных пунктов, животноводческих объектов и лесозаготовок. Здесь сохранились экологически ценные коренные старовозрастные леса, которых, к счастью, еще не коснулась интенсивная хозяйственная деятельность человека. Если этот проект будет одобрен, то площадь охраняемых мест обитания бурзянской пчелы вместе с Национальным парком "Башкирия" и заказником Алтын Салок увеличится до 230 тыс. га, что будет в основном соответствовать научнообоснованным параметрам, достаточным для сохранения генофонда этой ценнейшей популяции пчел среднерусской породы. Выиграет от этого пчела, выиграет и человек.
Потомки нам не простят, если мы потеряем уникальный заповедник Шульган-Таш, а сохранить его довольно просто, достаточно при принятии решения учесть расчеты его сотрудников и других ученых, стремящихся сохранить для будущего этот уникальный объект дикой природы.
В.КАПУНИН, М.КОСДРЕВ, Л.КИЧАЕВА
Москва, заповедник Шульган-Таш
Так же см: Статьи о средне-русской пчеле.
Огромное спасибо! Купила вчера башкирский мёд из этого заповедника и решила посмотреть про него. Мёд великолепный, взяла три вида: С цветов белого шиповника, с цветов аккурая и дикий. Ещё раз спасибо за материал.
ОтветитьУдалить