О средне-русской породе пчел...

По следам споров о средне-русской пчеле. Двойная миллифера (Apis mellifera mellifera) или средне-русская пчела, она же темная лесная европейская, имеет самый северный ареал обитания (содержится на 64-ом* с.ш. и пробуется ее содержание на 66-ом* с.ш.), очень зимостойка, выдерживает безоблетный период более полугода и продолжительные очень низкие температуры до -40*С и ниже, отсюда даже возникло выражение: "лед давит пчел", когда в продолжительные сильные морозы, даже в нутри дупла, борти, улья над клубом пчел образуется наледь (лёд). Пчела наименее чувствима к наличию пади в меду, темная по окрасу тела (от черной до темно-серой без какого-либо допуска желтизны или рыжины), крупнее всех остальных пород... Читать далее...
“Пчёлы местной породы, издавна живущие в данной области, превзойдут в итоге каждую чужеземную породу, хотябы эта последняя временно проявила выдающуюся производительность”. Е. Цандер

Что-то ищите? Воспользуйтесь поиском по сайту.

Перевозка пчел.

Перевозить пчел (это последняя статья из цикла весенних: Не пригодившиеся привои.,Великий Жуж!,"Мед" из воскотопки.,Поилка на точке. ) можно по-разному и не только при/на кочёвке/ку - сам перевожу пчел только на лесной точек один раз весной (в апреле) и осенью (в октябре),обратно домой на стационар; хотя бывает,что приходится перевезти семью,две куда-либо еще,например: покупателю или наоборот к себе на точек - так в этом году привез семью пчел из Башкирии.

Бортовой прицеп на 10 ульев.
Перевозить пчел на лесной точек начинаю в апреле,потому,что еще нет больших дел с пчелами (до этого провожу только поверхностную ревизию после зимовки),еще прохладно для дневной перевозки,но уже сухо для движения по грунтовой дороге,т.е. самое время.

Перевожу пчел только днем,т.к. ночью все же нужно отдыхать,а днем дорогу хорошо видно до мельчайших кочек и ямочек и перевозка проходит более комфортно,как для пчел,так и для меня (опыт ночных перевозок есть,потому и есть с чем сравнить).
В день,не торопясь,перевожу от 60 до 90 пчелосемей,по настроению и погоде. Вечером или рано утром,у нужного числа ульев,закрываю летки (переворачивая летковые вкладыши/заградители),они получаются просто зарешеченными,т.е. обеспечивают свободный доступ воздуха в гнездо,гружу на платформу ульи апилифтом и в путь....,на точке по
Прицеп-платформа на 15 ульев.
приезду,так же разгружаю ульи апилифтом,летки сразу открываю.

До этого сезона,перевозил пчел на бортовом двухосном легковом прицепе "Тонар",но этой зимой,у коллег на татарском форуме,увидел платформу для перевозки пчел,примерно на той же основе,что и мой бортовой прицеп и подумал,а почему бы и нет? Было решено переделать мой прицеп в платформу,что и было сделано весной - плюсы очевидны: в бортовой прицеп вмещалось лишь 10 ульев,на платформу,благодаря небольшому увеличению ширины - 15 ульев и как оказалось,такое небольшое увеличение вместимости платформы на треть по сравнению с бортовым прицепом,принесло экономию бензина и сокращение числа поездок при том же количестве перевезенного числа ульев в день - управился в этом году с перевозкой за три дня.

Прицеп-платформа на 15 ульев.
По платформе: с бортового прицепа были срезаны борта и крылья,что позволило увеличить немного ширину,для размещения 15 ульев в три ряда; высота платформы поднялась на 8 см.; фанеру десятку,оставил на платформе как она и была,добавив лишь ее по ширине и дополнительно обработав от влаги простой отработкой (покрывал четыре раза); ремни-скрепы,как фиксаторы для ульев оставил на своих местах - они очень надежно удерживают ульи; с переде и с заде платформы,были сделаны небольшие бортики,для страховки (перевозка проходит по холмистой местности),но как выяснилось по завершении перевозки,бортики совершенно излишни,т.к. скрепы прекрасно удерживают ульи на своих местах (пока думаю,убирать их или нет). Была задумка немного увеличить и длину платформы,для размещения не 15,а например 18-21 улья,но от этого отказался,вот если бы была какая-нибудь "трактарешка"...
 
Удобство платформы очевидно и оно заключается не только в увеличении числа перевозимых ульев на треть и сокращении числа поездок в день,но еще и в том,что грузить ульи теперь можно по бокам платформы,с обеих ее боковых сторон,а не с зади,как было с бортовым прицепом,передвигая ульи вперед прицепа,что добавляло некоторой трудоемкости при погрузке - разгрузке ульев - на платформе двигаются ульи только среднего ряда,но буквально на 50-70 см,что происходит руками одного человека и быстро,т.е. вполне можно обходиться полностью одному при перевозке пчел.



Ну и традиционно,посмотрим,что говорит нам о перевозки пчел умная энциклопедия:
ПЕРЕВОЗКИ ПЧЕЛ могут быть трех видов:1) дальняя транспортировка пчел из одних р-нов и областей в другие р-ны слабо развитого пч-ва;
2) кочевка пасек на значительное расстояние, иногда за пределы данного р-на и даже области, для повышения медосбора и использования нескольких взятков;
3) вывоз пчел на медосбор и опыление.

Для П. п. применяют следующие виды транспорта: железные дороги (в товарных или вагонах-ледниках, пассажирской скоростью), водный транспорт,воздушный транспорт, а также почтовые пересылки пчел и маток, при к-рых могут быть использованыт все указанные виды транспорта. При дальних кочевках (на 100—200 км.) П. п. осуществляется по железной дороге (на открытых платформах) или на грузовых автомашинах. Гужевой транспорт и перевозку пчел по судоходным рекам на лодках и плотах допустимо использовать только при перемещении пасек на близкое расстояние. П. п. может быть осуществлена как в ульях, так и в специальных ящиках-пакетах, с сотами (на 1,4 или 6 рамок) или без них. Во избежание запаривания пчел и их гибели любая П. п. требует тщательной подготовки, к-рая заключается в упаковке семей, производимой до отправки, пчел.

Упаковка пчел преследует следующие цели:
1) с помощью скреп надежно скрепить разъемные части улья - корпус, дно и крышку;
2) предотвратить смещение и разрушение сотов в ульях, что достигается заклиниванием рамок деревянными брусками и удалением тяжелых рамок смедом и свежеотстроенных сотов,если рамки не имеют разделителей;
3) обеспечить полутемную вентиляцию, устраиваемую гл. обр. в крыше улья;
4) не допустить во время перевозки вылета и растеривания пчел, для чего летки ульев забивают наглухо (но не зарешечивают), а все щели конопатят паклей либо замазывают замазкой или глиной.

Техника П. п. имеет свои особенности в зависимости от сезона, продолжительности пути, вида транспорта и характера упаковки. Лучшее время для П. п.—ранняя весна ,после очистительного облета и чистки гнезд. Весной в ульях меньше пчел, расплода и меда, чем в другие периоды сезона, и стоит нежаркая погода. Летом ,особенно в сильную жару, перевозить пчел труднее и опаснее. В это время пчел перевозят ночью и рано утром, до солнечного пригрева. В пасмурную и прохладную погоду (при темп-ре ниже 20на солнце) пчел можно перевозить и днем, но при этом особо важно устройство дополнительной вентиляции ульев. Для создания хорошей вентиляции надо иметь деревянные рамы, обтянутые частой проволочной сеткой или редкой холстиной; эти рамы при упаковке пчел прибивают поверх гнезда или к бортикам улья. Вместо рам можно использовать обычные магазины, обитые сверху сеткой или холстиной. Допускается просто покрыть улей мешковиной,прибив ее плотно к бортам улья. Перевозить пчел на дальнее расстояние надо с таким расчетом,чтобы они на новом месте успели усилиться к главному взятку.

О с е н н и е П. п. проходят более спокойно, но допускаются только в сроки, позволяющие пчелам облететься после перевозки. Если потребуется перевезти пчел зимой , такая транспортировка осуществляется без к.-л. предварительной подготовки (упаковки ульев), но с закрытыми летками. Наиболее удобно перевозить пчел автотранспортом . Ульи грузят на автомашины в 2 - яруса. Хорошо приспособлен для этой цели кочевой улей с плоской крышей. Если ульи имеют крыши со скатом, но гнезда затянуты сеткой или мешковиной,нижние ряды ульев устанавливают без крышек,к-рые снимают и перевозят отдельно. Между ярусами ульев прокладывают доски, причем следят,чтобы не закрыта вентиляцию в ульях нижних ярусов. При П. п. гужевым транспортом ульи устанавливают на разведенные телеги в один ярус. В обычных же не разведенных телегах для уменьшения тряски под ульи кладут слой хвороста или соломы толщиной 0,75 м.

При П. п. по железной дороге необходимо знать и выполнять правила получения вагонов и платформ, а также порядок загрузки их ульями или пакетами. В двухосный вагон обычно грузят 50 ульев или 150 пакетов,в четырехосный - 100 ульев или 300 пакетов; на платформе размещают 35—40 ульев, устанавливая их во всех случаях рамками вдоль полотна дороги. Пчелы должны следовать в сопровождении проводников (по одному проводнику на 1- вагон), в обязанность к-рых входит наблюдение за состоянием пчел, оказание им необходимой помощи, регулирование темп-ры в вагоне-леднике, увлажнение стен и пола вагона в жаркую погоду и раздача пчелам воды, пресечение возможных вылетов пчел изульев, а по прибытии на станцию назначения —paсдача доставленных пчел получателю. В жаркую пору дня ульи следует затенять зелеными ветками. Во избежание распространения заразных болезней пчел перевозки допускаются только при наличии ветеринарного свидетельства. Вывоз пчел и маток разрешается только с пасек, свободных от гнильцов, мешетчатого расплода и акарапидоза.

ВАГОНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЧЕЛ заказывают в соответствии с правилами, установленными Министерством путей сообщения РФ, учитывая,что в один крытый двухосный вагон можно погрузить 50 ульев или 150 пакетов с пчелами, в четырехосный — 100 ульев или 300 пакетов, а на открытую платформу - 35 - 40 ульев. Во избежание простоя вагонов и задержки с отправкой пчел, ульи и пакеты следует подвозить к месту погрузки лишь после договоренности с начальником станции о дне и часе подачи вагонов. Подвезенных пчел ставят с таким расчетом, чтобы в случае задержки с погрузкой их можно было выпустить на облет. Выбор типа вагона зависит от сезона и дальности перевозки. При вывозе пчел на медосбор и опыление, если пчелы будут доставлены на новую стоянку в течение суток или раньше, используют открытые платформы; если пчелы будут находиться в пути несколько суток, то используют только крытые вагоны. Весной (до 15 мая) и осенью (после 1 сентября) для перевозки пчел применяют простые товарные вагоны, а летом (в жару) — изотермические вагоны-ледники, чтобы не допустить запаривания пчел. Вагоны для перевозки пчел хорошо вычищают и моют, они д. б. без резких запахов и иметь исправные вентиляционные люки. При погрузке пчел на открытые платформы ульи ставят рядами вдоль поднятых бортов в один ярус,оставляя место для проходов. Для защиты от палящих лучей солнца, особенно опасных при стоянке,на ульевые крыши кладут зеленые ветки. Крытые вагоны, в к-рых для полной загрузки приходится устанавливать ульи или связки пакетов с пчелами в 2 и даже в 3 яруса, требуют специального оборудования, производимого силами и средствами отправителя. Чтобы ульи и пакеты стояли устойчиво,между ярусами ульев прокладывают доски, а воизбежание смещения ульев, их размещают четырьмя группами ближе к углам вагона и каждую группу обносят обрешеткой, к-рую наглухо скрепляют распорками с вагоном (производят "расшивку" вагонов). Пчел перевозят в сопровождении проводников-пчеловодов, по одному на каждые 1—2 вагона. Межобластные и межрайонные перевозки пчел допускаются при наличии ветеринарного свидетельства. 

2 комментария:

  1. Интересная тема. Сам подумываю в будущем о кочевом пчеловодстве. Со сколькими семьями кочуете? Все перевозите на одно место или по разным точкам?

    ОтветитьУдалить
  2. Кочевкой не назвать вывоз пасеки весной в лес,потому не сказать,что я кочую,а раз в год вывозил всю пасеку,но сейчас снова дома,так как за два года выяснилось,что на стационаре пчелам комфортнее по медосбору,да и нам,что не маловажно,легче (все под рукой). Пасека в несколько сот пчелосемей в даданах,потому собственно кочёвка мне не интересна из-за понятных сложностей.

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий должен соответствовать теме записи.

Покупайте мед и другие продукты пчеловодства, непосредственно у пчеловодов!

Наша семейная пасека находится в Новобурасском районе, Саратовской области и насчитывает более двухсот пчелосемей средне-русской породы пчел татарской популяции - на сайте подробно представлены видео материалы с нашей пасеки. Наши пчелы используют медосбор с с/х культур (подсолнечник, гречиха) и естественных медоносов лесо-степи (разнотравье: тимьян, пустырник, расторопша, гречка татарская, бодяк полевой, осот розовый, душица и др.). Качество нашего меда превосходно, он всегда полностью запечатан в сотах, зрел, не имеет повышенной влажности ( не выше 16-18%), а потому полностью ферментирован.

Мелкооптовая продажа продукции нашей пасеки (мед, забрус, прополис, сотовый мед, запрополисованные холстики, подмор пчел, прекрасный напиток - медовуху; для желающих заняться пчеловодством - пчелосемьи) возможна через доставку к Вам на дом нами лично, либо самовывозом. Также продажа продукции возможна с доставкой до покупателя, по средству ТК "ПЭК"или любой другой по Вашему желанию, либо самовывозом. Продукцию пасеки можно заказать через форму связи сайта "Для писем...", через e-mail: kokafenix@mail.ru, либо позвонив/отправив смс по/на тел: 8 953 63 68 250 (Сергей), (с 9:00 до 21:00). Пасека находится в экологически чистом месте, расположена между лесом и фермерскими полями, в дали от крупных автотрасс и предприятий, имеет ветеринарный паспорт и проходит ежегодное обследование на наличие болезней пчел в районной ветлабаратории, с занесением результатов в паспорт пасеки, на продукцию (мед) также имеются все необходимые документы.
В своей технологии пчеловождения мы стараемся придерживаться принципов биодинамического пчеловождения. Например: наши пчелы зимуют исключительно на меду, мы не используем сахара ни в каком виде и не при каких мероприятиях; применение химических препоратов для лечения пчел сведено к минимуму, так мы широко применяем на своей пасеке такие лекарственные растения как чистотел , что не наносит вреда пчелам и нашей продукции (меду), противоварроатозный препарат экопол содержащий только натуральные эфирные масла растений. Подробнее...