О средне-русской породе пчел...

По следам споров о средне-русской пчеле. Двойная миллифера (Apis mellifera mellifera) или средне-русская пчела,она же темная лесная европейская ,имеет самый северный ареал обитания (содержится на 64-ом* с.ш. и пробуется ее содержание на 66-ом* с.ш.),очень зимостойка ,выдерживает безоблетный период более полугода и продолжительные очень низкие температуры до -40*С и ниже,отсюда даже возникло выражение :"лед давит пчел" , когда в продолжительные сильные морозы,даже в нутри дупла,борти,улья над клубом пчел образуется наледь (лёд). Пчела наименее чувствима к наличию пади в меду, темная по окрасу тела (от черной до темно-серой,без какого-либо допуска желтизны или рыжины), крупнее всех остальных пород... Читать далее...
“Пчёлы местной породы, издавна живущие в данной области, превзойдут в итоге каждую чужеземную породу, хотя бы эта последняя временно проявила выдающуюся производительность”. Е. Цандер
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА САЙТЕ ПАСЕКИ РУСИНЫХ! ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАМ ТАКИЕ РАЗДЕЛЫ КАК: "БЛОГ ПЧЕЛОВОДА","ВИДЕО" И "ФОТО" ,РАЗДЕЛЫ "О ПАСЕКЕ","ПРОДУКЦИЯ НАШЕЙ ПАСЕКИ."

Что-то ищите? Воспользуйтесь поиском по сайту.

Господа Пчеловоды! Мы можем восполнить Ваши медовые закрома для Ваших розничных продаж - Вы имеете возможность продать мед, мы имеем возможность пополнить Ваши медовые запасы для Ваших больших продаж меда. Мед отправляем любой ТК по Вашему желанию. Мед сборный 2017 года, качка разовая в конце медосборного сезона.

Продажа меда возможна в трех вариантах:
- при заказе от 100 кг по цене в 130 руб/кг;
- при заказе менее 100 кг., но не менее 64 кг. цена составит 140 руб/кг.;
- при заказе менее 64кг (на пробу) , но не менее 16кг, цена составит 140 руб/кг + 600 руб. за доставку до ТК, либо Вы ожидаете формирование у нас большого заказа и тогда 600 руб. до ТК не взымаются.

Примерный состав меда: колючка/расторопша, осот, донник, подсолнечник. Влажность 16,6% Цвет от светло-желтого, до светло-коричневого в зависимости от литража тары. По-Вашему желанию мед может быть расфасован.
Заинтересовавшихся нашим предложением ждем по адресу: kokafenix@mail.ru

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ /ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАПИСЬ: ДНЕВНИК ПЧЕЛЫ СРЕДНЕ-РУССКОЙ - 2017.

ПРОДУКЦИЯ НАШЕЙ ПАСЕКИ.

Этапы формирования технологии моего пчеловождения.

Решил написать о начале своего пчеловождения,но не с хронологическим ,по времени ,описанием (хотя без него не обойтись),а исходя именно из поэтапного его формирования.
Для чего или для кого? Во-первых,для того,что бы привести некоторые свои мысли в порядок и вспомнить многие мелочи,все же не нужно забывать то,с чего все начиналось - это мой фундамент. Во-вторых,думаю это будет интересно начинающим пчеловодам,особенно тем,кто начинает пчеловождение индивидуально,без хорошей помощи опытного пчеловода,без опыта по наследству так сказать. Почему свое начало считаю важным для начинающих,будет видно ниже,но если кратко,то я начинал с самых основ,с рутины в обслуживании пчелосемей,с того,что сейчас считается многими не нужным,с так называемой ТАРАНЩИНЫ (обслуживание семей по Таранову). Но эта рутина,дала мне так много в понимании пчел и того,как ухаживать за большой пасекой с минимальными трудозатратами,что это понимание стало надежным фундаментом моего пчеловождения,опирающегося и вышедшего с рутинной практики и Кемеровской системы ухода за пчелами.

Конечно в таком начале я не уникум,такое начало,рекомендовано и описано во многих справочниках по пчеловодству для начинающих. Если не все,то многие начинали с того же,но разница в том,что большинство,так и осталось с тем,с чего начинали,другие ушли далеко в перед и что печально,третьи начинают не с основ,а сразу минуя такое начало,вливаются в ряды пчеловодов стремясь освоить профессиональное пчеловождение,а вот тут и начинаются многие проблемы,из-за больших теоретических знаний и почти полного отсутствия практики,но не просто практики,а рутинной работы с пчелами,через которую приходят понимание пчел и процессов происходящих в пчелиных семьях; эта рутина дает так много,что теорию можно и опустить в некоторых моментах,а в дальнейшем совсем отказаться/уйти от рутины Таранова. Да,я действительно так считаю.

И так,мое пчеловождение началось 13 лет назад с того,что к нам попросился на летнюю стоянку один,уже тогда пожилой,пчеловод из города. Отец ему не отказал и в саду весной были размещены 10 пчелосемей в даданах. Пчеловод,Николай Васильевич,взамен пообещал меда и научить пчеловодству. Я ,как человек любящий природу,разумеется крутился с ним и около него все лето - мне было интересно все! Меня завораживали пчелки,я наблюдал за ними с большим интересом и многочисленные ужаления меня очень даже не пугали и не отталкивали от пчеловодства.

Первую неделю я просто наблюдал за осмотрами и по команде пчеловода дымил в указанное место гнезда с жаропылкого,доверенного мне,дымаря,с ним кстати,и сейчас работаю. На вторую неделю,мне уже было доверено держать,вынимать и ставить обратно в гнездо рамки - пчелки  были УСР и жалили меня не спрашивая. За это время я узнал кто такая матка и чем она занимается,отличал трутней от рабочих пчел,увидел маточники,расплод и т.п. внутриульевые интересности. Видя мое стремление в познании пчел и не малое усердие в подсоблении,Николай Васильевич в итоге сделал мне три отводка - это были мои первые семьи пчел и в начале августа,первый от них мед!

Но главное,он научил меня своей технологии пчеловождения,которая в свою очередь и была,той банальной таранщиной (Таранов рекомендовал осматривать пчелосемьи раз в 4 дня,за тем рекомендацию пересмотрели и рекомендовали осмотры раз в 7 дней). Старый пчеловод ухаживал за пчелами так: осматривал семьи раз в неделю или если не благоприятствовала погода,то не реже чем раз в 10 дней,но это было исключением. Как видно,он вмешивался в жизнь каждой семьи часто и при том,с полным разбором гнезд. Что же он делал?
Во-первых,он осматривал семьи/рамки на предмет мисочек и роевых маточников. Если таковые находились,то они уничтожались - этим достигалось полное отсутствие роения на пасеке. Исключением являлись лишь попадавшиеся тихосменные маточники и прежде,чем их сорвать,пчеловод убеждался в наличии здравствующей и работающей матки или однодневного засева,говорящего о наличии царицы в улье. Иначе могло быть так,что все попавшиеся маточники сорваны,мисочки замяты,а старой матки в улье нет,пчелки могли ее убить до выхода молодой матки или она просто погибла от болезни,но из-за сорванных опрометчиво/поспешно маточников ТС или просто свищевых,время могло быть упущено и семьи сильно задерживались в развитии. Конечно же при осмотрах обращалось внимание на качество маток и состояние расплода.
Во-вторых,попутно осуществлялись все остальные работы,как то: постановка рамок суши или вощины между расплодными рамками в обеих корпусах до ГВ,опускание открытого расплода в улей/первый корпус и поднятие медоперговых и рамок с печатным расплодом во второй корпус,отбор рамок печатного расплода на формирование отводков,смена маток. Теперь о всем немного подробнее...

С постановкой рамок вощины,между расплодными рамками,для лучшего и скорейшего их отстраивания,все понятно,это известный и мало каким приемом заменимый метод в ульях системы дадан. С постановкой рамок суши,для расширения гнезд,так все ясно.
Для наглядности и понимания сути вопроса,можно посмотреть эти записи: О отстройке вощины ,О вощинном расширении пчелопакета. Добавлю лишь,что при осмотрах раз в неделю,пчеловод имеет возможность оперативно манипулировать рамками,т.е. добавлять рамки суши,переставлять не отстраиваемые (по различным причинам) рамки вощины,убирать в другие места гнезда отстроенные,но не засеянные рамки уже светлой суши - например рамка с вощиной стояла в нижнем корпусе и была отстроена,пчелы начали ее заливать нектаром/медом,при этом ее лучше переместить в верхний корпус.

Что до перемещения расплодных и медоперговых рамок между корпусами,то дело в следующем: такие манипуляции с рамками нужны,когда не применяется РР,т.е. матка ходит по всем 24 рамкам улья и сеет где хочет,но преимущественно в верхних корпусах,т.к. они самые теплые. При осмотрах,пчеловод начинает осматривать сначала верхний корпус и с него выбирает и ставит в рабочий ящик рамки с открытым расплодом,оставляя в корпусе рамки медоперговые и с запечатанным расплодом. Почему рамки с печатным расплодом оставлялись в верхнем корпус? Потому что по скорому выходу расплода,они или вновь будут засеяны маткой или залиты принесенным нектаром - нет смысла их опускать вниз. Так же при осмотре верхнего корпуса,в него ставятся несколько рамок вощины/суши,если идет расширение гнезда/рост семьи или несколько рамок были взяты на формирование сборных отводков.
Затем, он снимает уже осмотренный второй корпус,ставя его на крышку улья,которая в свою очередь положена на табурет стоящий рядом с ульем и начинает осматривать сам улей/нижний корпус. С него,пчеловод выбирает и ставит/поднимает во второй корпус,медоперговые рамки и рамки печатного расплода. В замен поднятых рамок,он ставит рамки с открытым расплодом,находящиеся в это время в рабочем ящике и вощину,если идет расширение гнезда или вощина ставится в замен отобранных расплодных рамок на формирование сборного отводка. При этом,вырисовывается следующая общая картина: постепенно,к ГВ или к его окончанию,во втором корпусе скапливаются преимущественно рамки медоперговые/медовые,а в нижнем корпусе,рамки с медом и расплодом,т.е. складывающийся пчелами во второй корпус мед,вытесняет матку ,а следовательно и расплод. Но матки упрямы и если верхние рамки не были запечатаны от бруска до бруска,они все равно умудрялись засевать низ рамок,что мешало при отборе рамок на откачку,т.к. рамки с расплодом в этом случае,вновь приходилось опускать вниз.

Что касается откачки меда,то Николай Васильевич,практиковал промежуточные качки и отбирал рамки во время взятка на откачку,если они были запечатаны на четверть. В зиму пчел он закармливал сахаром на глаз,что сыграло с моими пчелками в первую зиму злую шутку. Дело в том,что пчел он закармливал уже у себя на даче,я этого процесса не видел,из книг ,тогда еще мало ,что понимал и толком пчелки мои подкормки не получили. Как итог,в первую зимовку,погибли две,из трех семей.

Но вернемся к последнему из основных пунктов,к смене маток. Тут было все до нЕльзя просто: старая матка задавливалась и через десять дней из множества заложенных свищевых маточников,выбирались несколько лучших. Первая матка выходила и разгрызала остальные маточники.

Зимовка организовывалась так же довольно просто: пчелки зимовали в холодном помещении,с открытыми летками. Как итог,сырость в гнездах до плесневения рамок,закисания меда. При этом возникал понос и примерно четвертая часть пчел старого пчеловода погибала,но численность пасеки вновь восстанавливалась за счет формируемых отводков.

Вот,вкратце то,с чем я познакомился в первые два года приобщения к пчеловодству. Но многое мне и не нравилось,хотя тогда,я мало что смыслил в качественном пчеловождении,стремящемуся к сохранности пчел в период зимовки и получению от них достойного урожая меда. Мое "не нравилось",вышло из небольшого общения с местным пчеловодом и кое каких книг,бывших у меня тогда в небольшом количестве,конечно же и с обидной гибели первых двух пчелосемей. Уже на второй год я начал вносить изменения в ту технологию пчеловождения,что "досталась" мне от старого пчеловода. Что же я изменил?

Во-первых,я не стал откачивать мед во время взятка,т.е. я сразу отказался от промежуточных качек и откачивал мед на второй год уже только в начале августа,после окончания ГВ. Чего я этим добился,что это дало? То,что во вторых корпусах,к началу августа,у меня были полномедные рамки без расплода,а рамки в улье/нижнем корпусе,имели хорошее количество печатного меда,что освободило меня от подкормки пчел в зиму сахарным сиропом. Из этого изменения постепенно вышло и то,что я стал применять третий корпус для размещения пчелами принесенного нектара (отказавшись от магазинов и придя к одному стандарту используемой на пасеке рамки) и складирования уже печатного меда - промежуточных качек ведь не было и для размещения нектара и меда накопленного за весь сезон,нужны были пчелам дополнительные площади. Рекомендую прочесть эту запись: Как оставить пчел зимовать на меду? и еще одну, Сахар или мед в зиму?
Как видно,всего одно небольшое изменение,уменьшило трудоемкость и освободило от необходимости подкармливать пчел в зиму. Но,это изменение принесло и дополнительные работы в другом направлении. Что же добавилось к работам?

С добавлением к гнездам третьих корпусов,увеличилось количество осматриваемых рамок - теперь их стало для осмотра не 24,а 36. Увеличились соответственно и работы с манипуляциями рамок,ведь приходилось опускать рамки с расплодом уже с третьего корпуса.

Все остальное,как то: еженедельные осмотры каждой семьи,перестановка рамок по корпусам,смена маток,осталось не измененным еще в течении нескольких лет,пока пасека не достигла 70 п/с. К слову сказать,благодаря еженедельным осмотрам,на пасеке в то время и в несколько последующих,не было ни одного роя. К тому же,как писалось в начале,такие осмотры,дали мне очень много в понимании некоторых процессов в жизни пчел,что в свою очередь и привело мою технологию пчеловождения к сегодняшнему состоянию,хотя они и разительно отличаются. Ведь при частых и подробных осмотрах,многое замечалось и подмечалось,делались выводы,что-то понималось по новому и смотрелось по другому.

Подготовку к зимовке,я так же радикально изменил отказавшись от промежуточных качек меда,мне не пришлось больше думать о закормке пчел в зиму сахар-сиропом. Из общения с местным пчеловодом,я внес два больших изменения в подготовку к зиме. Первое - стал делать ,в конце августа-начале сентября, одностороннюю сборку гнезда из тех рамок с медом,что уже были в гнездах после окончания взятка,благодаря уходу от промежуточных качек и второе - стал организовывать вентиляцию у зимующих пчел верхнего типа  + ложить поперек рамок небольшие реечки,диаметром в 1см.,три штуки на улей,для лучшей вентиляции и возможности перехода пчел ранней весной на соседние улочки. Еще,мои пчелки,стали зимовать в помещении с положительной температурой. Конечно и в этих изменениях присутствуют определенные работы,требующие трудозатрат,но главное,что сохранность пчелосемей была на уровне 95-98% и больше ни одной семьи не погибло,по причине голода или поноса ,в следствии повышенной влажности.

Все эти кардинальные изменения,качественно улучшили мои пчелосемьи,их продуктивность,сохранность зимой и таковыми ,изменения оставались неизменными еще несколько лет,пока,как писал выше,пасека не выросла свыше 70 п/с.

Что же изменилось тогда? Просто напросто,стало несколько тяжеловато обслуживать под сотню семей пчел с еженедельными осмотрами и полными разборами гнезд. Но к тому времени,я уже обратил внимание на то,что пчелки могут обойтись прекрасно и без моих частых вмешательств и постоянных перестановок рамок из корпуса в корпус,смена маток так же в теории,а вскоре и на практике подходила к самостоятельной пчелами тихой смене маток. Роение уже не пугало своей напирающей и взрывной энергией,многие его процессы, мне стали понятны. Все эти основные моменты по роению,смене маток и пр.,я постарался не просто понять,а вплести их в технологию своего пчеловождения, так как она сейчас есть. Вместе с последними изменениями,пришло и уменьшение трудоемкости: так я стал применять разделительную решетку,как обязательный элемент технологии, успешно проходит ТСМ,качка меда так же осталась разовой, с немногочисленными роями поступаю по Кемеровской системе ухода за пчелами и даже от сборки гнезд в зиму успешно отказался как уже два года.

Читающий верно подметил,что я ни одного раза не упомянул о формировании отводков,как противороевых. Почему? Да все просто! Я их не делаю как противороевые.
О них конечно мне хорошо известно,но никогда не применял формирование отводков как противороевой прием и как один из вариантов наращивания силы семей к ГВ. Так случилось,получилось,а точнее сложилось (сложилась технология),что противороевых отводков не собирал ни для какой цели,собственно не собирал их и мой старый учитель .Отводки как таковые делаю конечно,но только для увеличения пасеки. Наверное все сложилось с того,что мой старый пчеловод-наставник даже не упоминал о противороевых отводках,хотя я и сам позже узнал о подобном противороевом методе. Старый пчеловод,как писалось выше,уходил от роения по тарановски,осматривая семьи раз в неделю для расширения гнезд и срывания роевых маточников,но понятно,что большое количество семей так не обслужить и как итог много у него пчелосемей и не было,хотя может и просто не нужно было. Исходя из этого я и развивал свою мысль (технологию) не в сторону деления семей ради увода их от роения,а в сторону такого ухода за семьей,при котором она не делится (находится в целостности),постоянно (до ГВ) растет с минимальными трудозатратами при уходе за ней.
За это я своему наставнику благодарен,если бы он сразу внушил мне формирования отводка как самого широко используемого противороевого приема,то и моей технологии бы не было. Сейчас я уже и не помышляю о противороевых методах,не входящих в мою технологию. Но здесь конечно стоит брать во внимание породу пчел,опыт пчеловода,внешние условия,например медосборные,систему ульев и мн. др.

Теперь посмотрите,с чего я начал свое пчеловождение! И те рутинные основы,дали очень много,прежде всего понимание тех или иных процессов происходящих в пчелиных семьях,что в свою очередь привело к радикальному изменению ухода за пчелами. Конечно же эти изменения не окончательны...

ПС: прошу читающего,не искать в этой записи пафосности,гордости и т.п. Статья для помощи тем начинающим коллегам,что ищут с чего начать,вне помощи опытных пчеловодов,без наследного опыта в пчеловождении. Конечно напоминаю им о многочисленных форумах,с темами для начинающих и практических руководствах,также для начинающих пчеловодов.

8 комментариев:

  1. Большое спасибо! Сам начинающий и на распутье. Твоя статья расставила кое что по местам.

    ОтветитьУдалить
  2. А сейчас у вас какая порода пчел смотрел видео смирные они у вас слишком

    ОтветитьУдалить
  3. Понравились ваши слова про "смирные слишком".:) Это ж хорошо! Пчелы у меня помесные,без принадлежности к какой-либо породе.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Сергей! Я прочитал Вашу статью "Этапы формирования технологии моего пчеловождения" и у меня возник вопрос: С какой периодичностью нужно формировать втрой корпус, тоесть рамки с запечатаным расплодом нижнего корпуса перемещать в верхний, а рамки с открытым расплодом перемещать в нижний? А можно просто поставить разделительную решетку и доукомплектововать второй корпус рамками с сушью и вощиной по мере заполнения их медом о отстройкой, тобиш не заниматься таким переносом рамок?
    Сергей, скажите, а это правда, что если нуклеус маленький сам по себе и матка, которая спарилась и начала откладывать яйца уже длительное время при переносе в полноценную семью не сможет развить свою яйценоскость в полном обьеме, так как до этого у нее было ограниченое пространство?
    Заранее благодарен за ответ!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте ,коллега!
    Если говорить о том времени,когда я раз в неделю осматривал семьи пчел,то поднятие и спуск расплодных рамок по корпусам( с открытым располодом опускал,с печатным поднимал),я проводил раз в неделю,как раз при осмотрах и выполнялась эта опирация,т.е. шло такое постоянное,перемещение расплодных рамок. Но я уже много лет не использую такую систему осмотров и ухода за пчелосемьями,сейчас как раз и использую РР (см. Технология моего пчеловождения).
    Просто к тому,к чему я пришел сейчас,я не думаю,что смог бы осилить сразу и потому тот метод ухода за пчелами,которым я пользовался много лет назад,был на тот момент для меня наиболее правильным,понятным и посильным; к томуже,тот метод ухода,дал мне очень много в плане понимания пчел,процессов происходящих в пчелиных семьях,устройстве гнезда,понимании роения,тихой смены маток и др.

    Что касается работы матки в семье,после того,как ее взяли из нука,то то о чем вы спрашиваете,полнейшая ерунда!
    Не знаю,кто это придумал и чем обосновал,но яйценоскость матки ,зависит не от первоначального объема гнезда,в котором она начал работу,а от многих других факторов,например: кормление матки пчелами,погодных условий,наличия кормов в гнезде весной,размер гнезда (наличие достаточного количества пригодных для работы матки сотов) и др. факторы.
    Но,бывает так,что подсаженная и принятая пчелами семьи матка,не развивает большой яйцекладки - здесь дело в том,что подсаженная матка для пчел семьи,хотя они ее и приняли,является всеже чужой,вследстиии чего пчелы ее плохо кормят и матка не раскрывает всего своего потенциала,но такое бывает редко. Можно сказать по-другому: если пчелам дать выбрать между плодной,качественной,подсаживаемой маткой и выводом своей матки,они всегда выберут второй вариант - поэтому маток мы подсаживаем с предосторожностями.

    ОтветитьУдалить
  6. Вы знаете, Сергей на просторах интернета есть много всякого нужного и ненужного скажем так, но похоже я на это самое ненужное и попался (в т.ч. матка не может развить полноценную яйцекладкость при хранении ее в маленьком нуклеусе с подальшой пересадкой в полноценную семью, где это и проявится). Ссылка где я нашел такую информацию ниже. Эта тема для меня сейчас актуальна как никогда, собираюсь сделать этот самый нуклеус на 2 семьи по 6 полурамок в каждой (145). Если будете иметь время посмотрите (заглавие Изготовление нуклеуса оптимального размера, абзац 1) http://bochkameda.net/razvedenie-pchel/chto-takoe-nukleus-naznachenie-osnovnye-xarakteristiki-preimushhestva.html

    ОтветитьУдалить
  7. Полностью соглашусь со статьёй.
    Очень поучительно. Сам в данный момент прихожу к "своей технологии", исходя, как было написано, из многого количества факторов, таких как порода пчел, медоносная база, тип улья и т.п.
    Без, как тут было написано "Тарановщины", ни один начинающий пчеловод не научится этому замечательному и полезному делу ). Ведь в школе первоклашкам не начинаю преподавать высшую математику, а учат с самых азов, так и в пчеловождении, не зная азов и не "пощупав" всё своими руками и не увидев собственными глазами, ни какая технология вас не спасёт.

    ОтветитьУдалить
  8. Доброго времени!
    Нежданно, негаданно, "волей случая" появились у нас квартиранты, мини-семейка пчел. Рой поймали, поместили в улей. А что дальше? Вопросы, вопросы, вопросы... Погрузились в просторы интернета, а там...океан, в котором новичку можно утонуть. Благо все той же "волей случая" нашли видео-материалы, этот сайт. Познакомились с Сергеем, который подробно, поэтапно разложил нам все по полочкам. Другими словами, мы начали свой, приносящий радость и удовольствие путь по Русину. Сергей, еще раз спасибо за Ваше время, труд!
    С уважением, Светлана!

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий должен соответствовать теме записи.

О ПАСЕКЕ...

Покупайте мед и другие продукты пчеловодства,непосредственно у пчеловодов !

Наша семейная пасека находится в Новобурасском районе, Саратовской области и насчитывает более двухсот пчелосемей - на сайте подробно представлены фото и видео материалы с нашей пасеки. Наши пчелы,используют медосбор с с/х культур (подсолнечник, гречиха) и естественных медоносов леса (разнотравье). Качество нашего меда очень хорошее, он всегда полностью запечатан в сотах, зрел, не имеет повышенной влажности ( не выше 17-18%) и потому,полностью ферментирован.

Мелкооптовая продажа продукции нашей пасеки (мед, забрус, прополис, 10%-ная прополисовая настойка, сотовый мед, запрополисованные холстики, подмор пчел,прекрасный напиток - медовуху; для желающих заняться пчеловодством - пчелосемьи) возможна через доставку к Вам на дом нами лично (от 3-х банок по 3л. - возможно мед нужен не только Вам,но и Вашим родственникам или соседям,коллегам по работе),либо самовывозом. Также продажа продукции возможна с доставкой до покупателя ,по средству ТК "ПЭК"или по вашему желанию самовывозом. Продукцию пасеки,можно заказать через форму связи сайта "Для писем...",через e-mail: kokafenix@mail.ru ,либо позвонив/отправив смс по/на тел: 8 908 54 34 203(Сергей), (с 9:00 до 21:00). Подробнее...

Пасека находится в экологически чистом месте, расположена между лесом и фермерскими полями,в дали от крупных автотрасс и предприятий, имеет ветеринарный паспорт и проходит ежегодное обследование на наличие болезней пчел в районной ветлабаратории, с занесением результатов в паспорт пасеки,на продукцию (мед) также имеются все необходимые документы.
В своей технологии пчеловождения мы стараемся придерживаться принципов биодинамического пчеловождения. Например: наши пчелы зимуют исключительно на меду,мы не используем сахара ни в каком виде и не при каких мероприятиях; применение химических препоратов для лечения пчел сведено к минимуму,так мы широко применяем на своей пасеке такие лекарственные растения как чистотел ,что не наносит вреда пчелам и нашей продукции (меду) ; мы не закупаем сторонних пчеломаток,но практикуем в своем пчеловождении так называемую Тихую смену маток,которая проводится самими пчелами без нашего активного участия,что положительно сказывается на работоспособности,продуктивности и биологической целостности пчелосемей. Подробнее...