О матководстве есть масса информации на просторах инета + есть масса соответствующей литературы общей практики и узкой матковыводной тематики, поэтому останавливаться на упомянутых источниках информации по матководству или на отдельных методах и мелочах связанных с матководством я не стану, просто расскажу о своем незамысловатом матководстве.
Почему незамысловатом? Потому, что мне нравятся простые, но при этом эффективные методы в пчеловождении, не трудозатратные, не отнимающие много времени, не ведущие к частым осмотрам пчел и вообще не лучше ли взять что-то и аккуратно встроить в уже сложившуюся свою родную технологию пчеловождения, думаю это идеальный вариант (понятно почему), тоже думаю я с успехом провел и с матководством.
Кстати не желая все усложнять хоть как-то и из желания не тратиться на что-то усложнительное, я практически не стал рассматривать вопрос приобретения систем вывода маток Никот или Джентер. Всеже после прочтения ниже написанного вы согласитесь, что упомянутые системы не так просты в применении чем обычный "ручной" вариант.
До этого года меня вполне устраивали свищевые матки и тем более матки тихой смены, но обстоятельства (смена породы пчел) сложились так, что мне пришлось осваивать в этом сезоне искусственный вывод маток и мудорствовать особо я не стал.
Конечно я посмотрел видео и литературу по матководству, поговорил с коллегами, выслушал разные советы и мнения, но в итоге, после начальной практики, составил свой матковыводной график, процесс, алгоритм действий и из-за его простоты мог бы рекомендовать начинающим коллегам, но не стану этого делать из-за его же простоты и если возникнет критика от матерых матководов, то я посчитаю ее, в разумной степени, справедливой.
Итак, с самого начала, попорядку не спеша.
Во-первых: я выбрал материнскую семью (отцовскую или отцовских для вывода нужных трутней не выбирал) по интересующим меня признакам (прежде всего породным) и именно от нее весь сезон брал личинок на прививку. Почему брал от одной семьи?
Верно, можно было брать от нескольких, а можно при смене породы в первый год и от одной, не суть важно для этой записи (См. Как на пасеке провести смену породы пчел?).
Ну и во-вторых: сам процесс прививки, постановки на воспитание, что конечно же самое интересное.
С чего я начал на практике:
- за десять дней до начала работ по матководству я сформировывал некоторое количество сборных отводков. Почему некоторое, да просто некоторое и все, ибо (так писать короче чем "так как") для дела мне нужно было всего-то один-два отводка в качестве воспитателей, т.е. вы видите, что я не стал замарачиваться с организацией семьи-воспитательницы или стартера и связанными с ней действиями.
- через десять дней после сформирования уничтожались все заложенные свищевые маточники и получалось, что заложить пчелам новые маточники было уже не на чем (вспоминаем цикл развития личинок при котором открытый расплод запечатывается на десятый день развития), поэтому воспитательницы с хорошим приемом личинок на воспитание из отводков получались хорошие. При этом отводки расширяются как и описано в соотв. записи по ссылке.
Собственно почему для роли воспитательниц были выбраны обычные сборные отводки?
Отводки формируются из очень хороших рамок печатного расплода на выходе с обсиживающей пчелой и как раз через десять же дней по формировании печатный расплод практически весь выходит и отводки усиливаются до плотной обсидки минимум восьми рамок + учтем, что они и состоят-то к этому времени практически исключительно из молодой только что вышедшей пчелы, что благоприятно для принятия и выкормки личинок на маточном воспитании.
Вот так я и рассудил, зачем замарачиваться с воспитательницами если под них можно "приспособить" и так формируемые отводки.
- на десятый же день после сформирования отводков (срыва заложенных свищевых маточников и планового расширения отводка) вечером берется прививочная рамка и оснащается восковыми мисочками.
В прививочной рамке все как у всех, только у большинства коллег планки в прививочной рамке всего две, я же решил сделать три, на которые прикрепил по средству растопленного воска небольшие (сантиметр на полтора) деревянные прямоугольнички (патрончики), собственно на которые и прикреплялись восковые мисочки. Патрончиков на прививочной рамке получалось примерно по 40 штук прикрепленных на совсем небольшом расстоянии друг от друга, иногда было по 20-25 шт. в зависимости от нужного мне количества маточников в разное время сезона, это не суть важно.
Восковые мисочки делались простым способом: из яблоневой веточки диаметром в 8 мм. (это относительно жесткая порода дерева) был сделан шаблон с овальным кончиком (повторение формы естественной мисочки), который опускался три раза в растопленный на водяной бане воск (три раза за две секунды), но предварительно перед каждым формированием мисочки шаблон окунается в стакан с холодной водой, чтобы воск не прилипал к дереву. Шаблон опускался в воск на глубину примерно 0,5-0,8 см. , такой высоты получались стенки мисочки. После троекратного погружения в растопленный воск мисочка аккуратно поворачивалась на шаблоне пальцами (срывалась с места как гайка), чтобы она отстала от шаблона и шаблон с мисочкой снова погружался в воск, затем сразу прислонялся к патрончику на котором держался несколько секунд и шаблон поднимался, мисочка же оставалась на патрончике (после повторного погружения мисочки на шаблоне в растопленный воск на мисочке задерживается капля жидкого воска, ее не нужно стряхивать, ибо именно на нее мисочка и крепится к патрончику надежно). Дело сделано.
- утром следующего дня из сформированных отводков выбирается или выбираются (если прививочных рамок несколько) самые сильные по количеству пчелы, центральные рамки гнезда раздвигаются для постановки прививочной рамки, т.е. делается так называемый "колодец" в который помещается прививочная рамка с мисочками. Таким отводок оставляем в покое до "после обеда", я обычно прививал личинок в 16:00.
Зачем ставится прививочная рамка с мисочками в отводок до прививки личинок? Чтобы рамка, да и мисочки приняли запах семьи, т.е. если прививочных рамок несколько, то каждая возвращается с личинками туда откуда и была взята перед прививкой + ко всему пчелки возможно будут полировать мисочки, заужать края мисочек, что очень не редко происходит и скажу именно в таких мисочках всегда принимают личинок на воспитание гарантированно.
- при осмотре материнской семьи "после обеда", выбирал светло-коричневую или темную рамку с молодым расплодом, ту рамку на которой были и яйца и уже черва, т.е. на этих рамках гарантировано были самые молодые личинки и как правило в центре таких рамок была уже взрослая черва, а на периферии молодые личинки и засев (яйца). Такая картина разноворзрастного расплода в рамке бывает от того, что матки начинают засевать рамку с ее середины и далее по кругу, вот в центре и оказывается взрослая черва, а на периферии самая молодая и засев. Вот как раз личинки между взрослой червой и засевом мне и были нужны. То есть вы поняли, что для получения молодых личинок я не помещал матку ни в какой там изолятор, а просто визуально отбирал нужную рамку содержащую молодых личинок, стряхивал с нее пчел и забирал в мастерскую для переноса личинок в искусственные мисочки на маточное воспитание.
- выбранную рамку я прикрывая мокрым полотенцем, нес в мастерскую где ставил ее на стол опирая на что-либо так, чтобы рамка стояла на боковой планке и слегка была наклонена, так рамка находится в удобном для меня положении, ибо сидя за столом на стуле как раз удобно брать личинок из ячеек.
Перед расплодной рамкой кладется мокрое полотенце, а на него принесенная до расплодной рамки прививочная рамка. В правую руку берется китайский шпатель, в левую фонарик и личинки переносятся в мисочки. Как видите налобным фонариком я не пользуюсь и лупой тоже - зрение и не трясущиеся руки позволяют, так мне удобнее и начинать пользоваться налобным фонариком я не планирую.
Сам процесс переноса личинок не труден, но нужно "набить" руку и лучше это сделать на трутневых личинках начиная со старших, только рамку нужно будет выбрать не молодую. Один коллега мне советовал, после того как язычок шпателя подлез под личинку, немного его проворачивать в какую-либо сторону, но у меня получается как бы поддевать личинку после того как язычок шпателя подлез под личинку и уже потом вынимать шпатель с личинкой из ячейки - это нужно для того, чтобы личинка с молочком осталась на язычке шпателя, ибо часто личинка при вынимании язычка из ячейки слетает с него, хотя язычек и подлез под личинку (подлез, но не захватил).
Для удобства работы еще один коллега советовал мне подрезать ячейки с нужными личинками по высоте, но мне этого делать не пришлось и еще, мне как начинающему в деле матководства было вначале проще брать из ячеек не однодневных личинок, а трех-четырех суточных, так мне было проще и легче, а для качества маток такой возраст личинок был не критичным.
- после переноса личинок во все мисочки прививочной рамки, последняя накрывалась мокрым полотенцем и относилась в отводок из которого прививочная рамка и была взята. Вы верно заметили, что при переносе рамок использовалось мокрое полотенце, ибо влажность мисочек была до прививки никакой, потому прививочная рамка и лежала вовремя переноса личинок на мокром полотенце и переносилась с ним же, но общая влажность в комнате меня не волновала, хотя первые прививки я ее повышал, но отказавшись от этого разницы для приема личинок на воспитание не заметил и лишь температуру в комнате прививки я всегда поднимал и держал не ниже +21*С.
После окончания работ по переносу личинок расплодная рамка возвращалась в материнскую семью.
Отводки с личинками на воспитание оставлялись в покое на 5 дней.
- по прошествии пяти дней по прививке отводки-воспитатели повторно осматриваются на предмет возможно заложенных свищевых маточников (такое бывало) и заодно смотрится количество принятых на маточное воспитание личинок.
- проходит еще неделя (если в мисочки переносились не однодневные личинки, то дата этого осмотра корректируется исходя из возраста переносимых личинок, ибо это повлияет на сроки выхода молодых маток) и уже зрелые маточники либо заключаются в клеточки с двумя-тремя пчелками и канди, либо раздаются нуждающимся семьям или отводкам по назначению и т.п., так как выход маток может начаться уже через два дня (есть сведения и я сам могу их подтвердить, что матки из маточников могут выходить уже на 14-й, а не на 16-й день) и если маточники не изолировать или не раздать, то первая вышедшая матка может погубить остальные маточники, а с ними ваш труд и планы. Мне пришлось зрелые маточники сразу раздавать (маточник берется с прививочной рамки с патрончиком, переносится и подвешивается между рамок гнезда принимающей семьи).
Да и еще, в этот осмотр отводков-воспитателей убираем все мелкие маточники, ибо матки в них будут мелкими и скорее всего не качественными.
После использования отводка-воспитателя ему оставляется один маточник, т.е. повторного его использования в качестве воспитателя не желательно, так как моя старая помесная пчела на основе кавказских популяций без открытого расплода относительно быстро трутневела.
Теперь краткий алгоритм действий:
- за 10 дней до начала работ по выводу маток формирую сборные отводки для воспитания личинок.
- через 10 дней после сформирования отводков срываются в них свищевые маточники и проводится расширение гнезд отводков + подготавливается прививочная рамка;
- на следующий день проводится перенос личинок в мисочки прививочной рамки и ее
постановка в отводок-воспитатель;
- через 5 дней осматриваем рамки отводка на предмет возможно заложенных свищевых маточников и смотрим количество принятых на маточное воспитание личинок;
- через 7 дней раздаем зрелые маточники или заключаем их в клеточки.
Вот собственно и все, не все по матковыводной "науке", но все по моей практике матководства. Матки получались хорошего качества.
Ниже расскажу о некоторых мелочах, которые впрочем очень важны:
- размещать мисочки на прививочной рамке нужно плотнее, так процент приема личинок будет больше и пчелкам легче будет вырастить качественных маток + к сказанному, мисочки есть пластиковые, но валяются без надобности, так как как-то пошло, что делаю восковые, мне хватает и все натурально. Стопроцентного приема личинок у меня не было, но 39 из 40 или 20 из 22 принимали часто;
- когда только начинал заниматься переносом личинок шпателем (китайским), то брал личинок не суточных, а двух-трех суточных, для качества маток это было не кретично, а мне как начинающему было легче;
- из гнезда лучше выбирать темные соты с личинками, а не новые (молодые рамки) и это нужно не только для того, чтобы лучше было видно личинок, но и для чисто практической цели, в темном соте в ячейках уже есть коконы, а по ним язычок шпателя скользит как по льду подлезая под личинку легко, а в молодой рамке коконов еще нет и язычок шпателя часто упирался в воск ячейки не подлезая под личинку, что портило и все дело и сам кончик шпателя (он изламывался).
Так один шпатель у меня и пришел в негодность, но супруга мне его исправила отрезав кончик и подточив его пилкой для ногтей, так как обрезанный кончик язычка шпателя уже не такой тонкий и гибкий, но если его подточить и подшлифовать, то он восстанавливает свою мягкость и гибкость. Это если нет запасного;
- мне советовали мисочки перед постановкой на шлифовку в семью-воспиталку смазывать медом, дескать так пчела лучше "сядет" на мисочки и подготовит их, но не тут-то было, все оказалось с точностью до наоборот.
Пчелки на смазанные медом мисочки конечно хорошо "садились", но вот личинок в таких мисочках (после меда) принимали очень и очень плохо, может мед был неправильный. Примерно процентов 7-10 только и принимали. Поговорил с одним знакомым пчеловодом с соседнего района, он гораздо опытнее меня в матководстве, так он сказал, что никогда не смазывал новые мисочки медом и все нормально.
Собственно что я терял и не смазал мисочки медом ,так сразу прием стал выше 90%, почти под сто. Так теперь и идет, но тут еще многое зависит от воспиталки, наличия большого количества молодой пчелы;
- самые лучшие воспитательницы, это скажу читающему по секрету, семьи в роевом состоянии. Отнимите у них матку или даже этого можно не делать, но сорвите все маточники, дайте прививочную рамку с личинками и прием, размер маточников, качество маток вас впечатлят. Так я использовал две семьи находившиеся в роевом состоянии, только сразу по запечатывании маточники нужно раздать или поместить в клеточки во избежание их разгрызания;
- если на прививочной рамке взятой с отводка для переноса личинок будут мисочки с сгрызенными пчелами стенками, от которых осталась лишь небольшая чашечка в которую поместится разве что лишь капля воды, то переносить в них личинок не стоит, они не будут приняты в подобных мисочках.
Успехов, Коллеги, в пчеловождении и матководстве!
Почему незамысловатом? Потому, что мне нравятся простые, но при этом эффективные методы в пчеловождении, не трудозатратные, не отнимающие много времени, не ведущие к частым осмотрам пчел и вообще не лучше ли взять что-то и аккуратно встроить в уже сложившуюся свою родную технологию пчеловождения, думаю это идеальный вариант (понятно почему), тоже думаю я с успехом провел и с матководством.
Прививочная рамка с "патрончиками"
и восковыми мисочками,шаблон для
мисочек и растопленный воск.
|
До этого года меня вполне устраивали свищевые матки и тем более матки тихой смены, но обстоятельства (смена породы пчел) сложились так, что мне пришлось осваивать в этом сезоне искусственный вывод маток и мудорствовать особо я не стал.
Конечно я посмотрел видео и литературу по матководству, поговорил с коллегами, выслушал разные советы и мнения, но в итоге, после начальной практики, составил свой матковыводной график, процесс, алгоритм действий и из-за его простоты мог бы рекомендовать начинающим коллегам, но не стану этого делать из-за его же простоты и если возникнет критика от матерых матководов, то я посчитаю ее, в разумной степени, справедливой.
Итак, с самого начала, попорядку не спеша.
Во-первых: я выбрал материнскую семью (отцовскую или отцовских для вывода нужных трутней не выбирал) по интересующим меня признакам (прежде всего породным) и именно от нее весь сезон брал личинок на прививку. Почему брал от одной семьи?
Верно, можно было брать от нескольких, а можно при смене породы в первый год и от одной, не суть важно для этой записи (См. Как на пасеке провести смену породы пчел?).
Ну и во-вторых: сам процесс прививки, постановки на воспитание, что конечно же самое интересное.
С чего я начал на практике:
- за десять дней до начала работ по матководству я сформировывал некоторое количество сборных отводков. Почему некоторое, да просто некоторое и все, ибо (так писать короче чем "так как") для дела мне нужно было всего-то один-два отводка в качестве воспитателей, т.е. вы видите, что я не стал замарачиваться с организацией семьи-воспитательницы или стартера и связанными с ней действиями.
Количество пчелы в отводке
на внешней стороне кроющей
рамки на 10-сятый день
по формированию.
|
Собственно почему для роли воспитательниц были выбраны обычные сборные отводки?
Отводки формируются из очень хороших рамок печатного расплода на выходе с обсиживающей пчелой и как раз через десять же дней по формировании печатный расплод практически весь выходит и отводки усиливаются до плотной обсидки минимум восьми рамок + учтем, что они и состоят-то к этому времени практически исключительно из молодой только что вышедшей пчелы, что благоприятно для принятия и выкормки личинок на маточном воспитании.
Вот так я и рассудил, зачем замарачиваться с воспитательницами если под них можно "приспособить" и так формируемые отводки.
- на десятый же день после сформирования отводков (срыва заложенных свищевых маточников и планового расширения отводка) вечером берется прививочная рамка и оснащается восковыми мисочками.
В прививочной рамке все как у всех, только у большинства коллег планки в прививочной рамке всего две, я же решил сделать три, на которые прикрепил по средству растопленного воска небольшие (сантиметр на полтора) деревянные прямоугольнички (патрончики), собственно на которые и прикреплялись восковые мисочки. Патрончиков на прививочной рамке получалось примерно по 40 штук прикрепленных на совсем небольшом расстоянии друг от друга, иногда было по 20-25 шт. в зависимости от нужного мне количества маточников в разное время сезона, это не суть важно.
Восковые мисочки делались простым способом: из яблоневой веточки диаметром в 8 мм. (это относительно жесткая порода дерева) был сделан шаблон с овальным кончиком (повторение формы естественной мисочки), который опускался три раза в растопленный на водяной бане воск (три раза за две секунды), но предварительно перед каждым формированием мисочки шаблон окунается в стакан с холодной водой, чтобы воск не прилипал к дереву. Шаблон опускался в воск на глубину примерно 0,5-0,8 см. , такой высоты получались стенки мисочки. После троекратного погружения в растопленный воск мисочка аккуратно поворачивалась на шаблоне пальцами (срывалась с места как гайка), чтобы она отстала от шаблона и шаблон с мисочкой снова погружался в воск, затем сразу прислонялся к патрончику на котором держался несколько секунд и шаблон поднимался, мисочка же оставалась на патрончике (после повторного погружения мисочки на шаблоне в растопленный воск на мисочке задерживается капля жидкого воска, ее не нужно стряхивать, ибо именно на нее мисочка и крепится к патрончику надежно). Дело сделано.
- утром следующего дня из сформированных отводков выбирается или выбираются (если прививочных рамок несколько) самые сильные по количеству пчелы, центральные рамки гнезда раздвигаются для постановки прививочной рамки, т.е. делается так называемый "колодец" в который помещается прививочная рамка с мисочками. Таким отводок оставляем в покое до "после обеда", я обычно прививал личинок в 16:00.
Зачем ставится прививочная рамка с мисочками в отводок до прививки личинок? Чтобы рамка, да и мисочки приняли запах семьи, т.е. если прививочных рамок несколько, то каждая возвращается с личинками туда откуда и была взята перед прививкой + ко всему пчелки возможно будут полировать мисочки, заужать края мисочек, что очень не редко происходит и скажу именно в таких мисочках всегда принимают личинок на воспитание гарантированно.
- при осмотре материнской семьи "после обеда", выбирал светло-коричневую или темную рамку с молодым расплодом, ту рамку на которой были и яйца и уже черва, т.е. на этих рамках гарантировано были самые молодые личинки и как правило в центре таких рамок была уже взрослая черва, а на периферии молодые личинки и засев (яйца). Такая картина разноворзрастного расплода в рамке бывает от того, что матки начинают засевать рамку с ее середины и далее по кругу, вот в центре и оказывается взрослая черва, а на периферии самая молодая и засев. Вот как раз личинки между взрослой червой и засевом мне и были нужны. То есть вы поняли, что для получения молодых личинок я не помещал матку ни в какой там изолятор, а просто визуально отбирал нужную рамку содержащую молодых личинок, стряхивал с нее пчел и забирал в мастерскую для переноса личинок в искусственные мисочки на маточное воспитание.
- выбранную рамку я прикрывая мокрым полотенцем, нес в мастерскую где ставил ее на стол опирая на что-либо так, чтобы рамка стояла на боковой планке и слегка была наклонена, так рамка находится в удобном для меня положении, ибо сидя за столом на стуле как раз удобно брать личинок из ячеек.
Перед расплодной рамкой кладется мокрое полотенце, а на него принесенная до расплодной рамки прививочная рамка. В правую руку берется китайский шпатель, в левую фонарик и личинки переносятся в мисочки. Как видите налобным фонариком я не пользуюсь и лупой тоже - зрение и не трясущиеся руки позволяют, так мне удобнее и начинать пользоваться налобным фонариком я не планирую.
Сам процесс переноса личинок не труден, но нужно "набить" руку и лучше это сделать на трутневых личинках начиная со старших, только рамку нужно будет выбрать не молодую. Один коллега мне советовал, после того как язычок шпателя подлез под личинку, немного его проворачивать в какую-либо сторону, но у меня получается как бы поддевать личинку после того как язычок шпателя подлез под личинку и уже потом вынимать шпатель с личинкой из ячейки - это нужно для того, чтобы личинка с молочком осталась на язычке шпателя, ибо часто личинка при вынимании язычка из ячейки слетает с него, хотя язычек и подлез под личинку (подлез, но не захватил).
Для удобства работы еще один коллега советовал мне подрезать ячейки с нужными личинками по высоте, но мне этого делать не пришлось и еще, мне как начинающему в деле матководства было вначале проще брать из ячеек не однодневных личинок, а трех-четырех суточных, так мне было проще и легче, а для качества маток такой возраст личинок был не критичным.
- после переноса личинок во все мисочки прививочной рамки, последняя накрывалась мокрым полотенцем и относилась в отводок из которого прививочная рамка и была взята. Вы верно заметили, что при переносе рамок использовалось мокрое полотенце, ибо влажность мисочек была до прививки никакой, потому прививочная рамка и лежала вовремя переноса личинок на мокром полотенце и переносилась с ним же, но общая влажность в комнате меня не волновала, хотя первые прививки я ее повышал, но отказавшись от этого разницы для приема личинок на воспитание не заметил и лишь температуру в комнате прививки я всегда поднимал и держал не ниже +21*С.
После окончания работ по переносу личинок расплодная рамка возвращалась в материнскую семью.
Отводки с личинками на воспитание оставлялись в покое на 5 дней.
- по прошествии пяти дней по прививке отводки-воспитатели повторно осматриваются на предмет возможно заложенных свищевых маточников (такое бывало) и заодно смотрится количество принятых на маточное воспитание личинок.
С нижней планки маточники розданы. |
Да и еще, в этот осмотр отводков-воспитателей убираем все мелкие маточники, ибо матки в них будут мелкими и скорее всего не качественными.
После использования отводка-воспитателя ему оставляется один маточник, т.е. повторного его использования в качестве воспитателя не желательно, так как моя старая помесная пчела на основе кавказских популяций без открытого расплода относительно быстро трутневела.
Теперь краткий алгоритм действий:
- за 10 дней до начала работ по выводу маток формирую сборные отводки для воспитания личинок.
- через 10 дней после сформирования отводков срываются в них свищевые маточники и проводится расширение гнезд отводков + подготавливается прививочная рамка;
- на следующий день проводится перенос личинок в мисочки прививочной рамки и ее
Изоляция маточников ,перед
выходом маток, в клеточки.
|
- через 5 дней осматриваем рамки отводка на предмет возможно заложенных свищевых маточников и смотрим количество принятых на маточное воспитание личинок;
- через 7 дней раздаем зрелые маточники или заключаем их в клеточки.
Вот собственно и все, не все по матковыводной "науке", но все по моей практике матководства. Матки получались хорошего качества.
Ниже расскажу о некоторых мелочах, которые впрочем очень важны:
- размещать мисочки на прививочной рамке нужно плотнее, так процент приема личинок будет больше и пчелкам легче будет вырастить качественных маток + к сказанному, мисочки есть пластиковые, но валяются без надобности, так как как-то пошло, что делаю восковые, мне хватает и все натурально. Стопроцентного приема личинок у меня не было, но 39 из 40 или 20 из 22 принимали часто;
- когда только начинал заниматься переносом личинок шпателем (китайским), то брал личинок не суточных, а двух-трех суточных, для качества маток это было не кретично, а мне как начинающему было легче;
- из гнезда лучше выбирать темные соты с личинками, а не новые (молодые рамки) и это нужно не только для того, чтобы лучше было видно личинок, но и для чисто практической цели, в темном соте в ячейках уже есть коконы, а по ним язычок шпателя скользит как по льду подлезая под личинку легко, а в молодой рамке коконов еще нет и язычок шпателя часто упирался в воск ячейки не подлезая под личинку, что портило и все дело и сам кончик шпателя (он изламывался).
Так один шпатель у меня и пришел в негодность, но супруга мне его исправила отрезав кончик и подточив его пилкой для ногтей, так как обрезанный кончик язычка шпателя уже не такой тонкий и гибкий, но если его подточить и подшлифовать, то он восстанавливает свою мягкость и гибкость. Это если нет запасного;
- мне советовали мисочки перед постановкой на шлифовку в семью-воспиталку смазывать медом, дескать так пчела лучше "сядет" на мисочки и подготовит их, но не тут-то было, все оказалось с точностью до наоборот.
Пчелки на смазанные медом мисочки конечно хорошо "садились", но вот личинок в таких мисочках (после меда) принимали очень и очень плохо, может мед был неправильный. Примерно процентов 7-10 только и принимали. Поговорил с одним знакомым пчеловодом с соседнего района, он гораздо опытнее меня в матководстве, так он сказал, что никогда не смазывал новые мисочки медом и все нормально.
Собственно что я терял и не смазал мисочки медом ,так сразу прием стал выше 90%, почти под сто. Так теперь и идет, но тут еще многое зависит от воспиталки, наличия большого количества молодой пчелы;
- самые лучшие воспитательницы, это скажу читающему по секрету, семьи в роевом состоянии. Отнимите у них матку или даже этого можно не делать, но сорвите все маточники, дайте прививочную рамку с личинками и прием, размер маточников, качество маток вас впечатлят. Так я использовал две семьи находившиеся в роевом состоянии, только сразу по запечатывании маточники нужно раздать или поместить в клеточки во избежание их разгрызания;
- если на прививочной рамке взятой с отводка для переноса личинок будут мисочки с сгрызенными пчелами стенками, от которых осталась лишь небольшая чашечка в которую поместится разве что лишь капля воды, то переносить в них личинок не стоит, они не будут приняты в подобных мисочках.
Успехов, Коллеги, в пчеловождении и матководстве!
ОтветитьУдалитьСергей! а если сразу зделать отводок на печатном росплоде на выходе,без лечинок и на следующий день дать прививочную рамку?
Пробуйте,Владимир,но я бы так делать не стал.
ОтветитьУдалитьДело в том,что при формровании отводка некоторое количество пчелы слетит,пусть и небольшое,а рамки дадан без открытого расплода весной найти невозможно, т.е. оставшаяся молодая пчела будет занята "по дому" + некоторое ее количество перейдет в летную, а для маточных личинок нужно много молодой пчелы и соотв. уход (кормление,температурный режим), вот как раз на 10-й день по формировании отводка,когда вышло много молодой пчелы отводок ей (молодой пчелой) полон и он (отводок) как раз подходит для воспитания качественных маток.
Видите,не все просто так.
Успехов в пчеловождении!
А если взять семью на 8-10 рамках и просто забрать матку, а через 10 дней всё как выше сказано? И второе какое самое благоприятное время для вывода маток? Главный взяток или раньше? Спасибо.
ОтветитьУдалитьМожно сделать и так,но тогда незачем ждать прошествия 10 дней,а через сутки после изъятия матки уже дать на воспитание личинок,при этом на пятые-седьмые сутки после изъятия матки проверить рамки семьи на предмет заложенных свищевых маточников и все их убрать,что бы свищевая матка не вышла и не похозяйничала. После того как маточники данные на воспитание будут запечатаны и использованы по назначению/нуждам, в семье нужно будет оставить один маточник и у семьи будет матка.
ОтветитьУдалитьДля вывода маток самое благоприятное время это период с начала цветения садов и до ГВ.
Но если через сутки дать прививочную рамку, не будет хужим приём лечинок из за наличия открытого росплода?
ОтветитьУдалитьВладимир, не могу сказать как будет с приемом, у меня с помесной пчелой прием был хорошим, как будет у вас не скажу, пробуйте, но если прием будет плохим, то выждите 10 дней сорвите свищевые маточники и дайте личинок на воспитание.
ОтветитьУдалитьУспехов в пчеловождении!
Сергей, сколько рамок в отводке вы делаете?
ОтветитьУдалитьМожно подробности про отводок?
Посмотрите запись "Увеличение числа семей на пасеке (формирование отводков)", (найдете ее через поисковик сайта или по адресу https://kokafenix.blogspot.ru/2012/05/blog-post_106.html).
ОтветитьУдалитьДень добрый! Нужно ли менять матку в РОЕ?спасибо.Рим.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
УдалитьСразу извиняюсь, но уведомление о данном комментарии почему-то сразу мне на почту не пришло и если еще есть интерес, то отвечу Вам.
В большинстве случаев рой выходит не с плохой маткой и если рой пойман весной, то разумнее дать матку отработать сезон, тогда рой еще даст и товарный мед, если рой пойман в середине лета или во второй его половине, то матку лучше сменить для гарантии того, что в следующем сезоне семья будет работать хорошо и проблем с маткой не будет.
В остальных случаях нужно ориентироваться на свои предпочтения, например если у Вас на пасеке строгое породное разведение, то матку нужно сменить как можно скорее во избежание появления от семьи роя трутней иной породы или вообще непонятной породной составляющей.
Также матку желательно сменить от так называемых "мясных пчел", т.к. кроме роения от них трудно чего-либо получить, разумеется на пчелах роя не написано, что они "мясные", но этого стоит ожидать если соседи-пчеловоды покупали пчелопакеты из Ср.Азии.
Успехов в пчеловождении!
Сергей, здравствуй! Посмотрел твои видео о "вечной воспиталке", появились вопросы, связанные с некоторыми уточнениями: ты сразу начал использовать глухую перегородку? Не могу пока разобраться нужно или нет в перегородке "окно зарешеченное? Как оно интересно может повлиять: улучшить или ухудшить процесс?! Я конечно потом и так и так попробую, много приходится пока что экспериментировать.
ОтветитьУдалитьК стати говоря я подобный вариант пробовал года 2 назад, как раз с окном, у меня тогда ничего не вышло, почему то сперва приняли, а потом убрали почти все маточники, я "плюнул" и заложил уже опробованным способом.
Хотел снова попробовать и потом увидел твой опыт, ну в общем это долго рассказывать да и не зачем...
Вопрос по леткам уточни пожалуйста, в каком режиме работают (открыты, закрыты), конструктивно как выглядит нижний (пчелы получается свободно могут попадать и в ту и в другую половину?) Как считаешь можно ли сделать снизу два летка по аналогии с верхними (просто отдали 10шт 16р ульев, так вот думал их приспособить под воспиталки, с возможностью после содержать два отдельных отводка, соответственно разделять планирую полностью, а не соединять половины как у тебя, там несколько экспериментов планирую с этими 16р вариантами-половинками); извини, если много "воды", надеюсь про перегородку-диафрагму и летки вопрос понятен.
С уважением, Максим!
Здравствуй, Максим!
УдалитьГлухую перегородку начал использовать сразу из того соображения, что с сетчатым окном пчелы будут меньше принимать личинок на воспитание ввиду "прохода" феромонов матки через окно, тем более, что дело имеем со СР пчелой, но как показала практика впрочем, СР пчела прекрасная воспиталка, но есть мелочи, т.е. до поры до времени, а потом, в определенный период времени, воспитывать не желают, т.е. миф о том, что СР пчелы плохие воспиталки верен, но отчасти.
Вначале сам так же "метался" делать ли окно сетчатое в глухой перегородки или нет, но так и не нашел на просторах инете вразумительного ответа, поэтому начал без окна, ну и не прогадал, теперь о окне не помышляю. Возможно есть породный фактор по вопросу окна, но нас это больше не интересует.
Оба летка с заселения лежака и до последней закладки полностью открыты, пчелки пользуются ими по-своему усмотрению (на практике видим, что активно пользуются обеими летками).
Нижний леток располагается ровно по середине лежака или другими словами глухая перегородка располагается ровно по середине лежака и нижнего летка, т.е. в конструкции летка нет ничего особенного и пчелки конечно свободно через нижний леток могут перемещаться между половинами лежака.
Два летка снизу делать бы не стал, т.к. пчела быстро и явно "утечет" в маточную половину лежака, что негативно скажется на маточной половине, с единым нижним летком такого не происходит, хотя после двухнедельного использования безматочной половины пчелы в ней поубавляется, но не критично, хотя и видно на глаз.
Что касается твоей идеи в содержании двух отводков через перегородку, то это возможно и с одним нижним летком, главное, чтобы матки не были подсажены, а облетались бы в лежаке, тогда каждая половина будет со своей маткой, при этом мигрирующая пчела в небольшом кол., ни как не будет угрожать маткам.
ПС: пиши на почту (kokafenix@mail.ru).
С уважением и пожеланиями успехов в пчеловодстве, Сергей.